Изучение библии с детьми. Детские Библии

Дорогие юные читатели!

Пусть Библия, которую вы держите в руках, – сначала в кратком изложении для детей, а затем и полная – станет вашим постоянным жизненным спутником, надёжным мерилом всех ваших дел и поступков, истинным путеводителем в Царство Небесное.

Всещедрый Господь да просветит вас светом Богопознания и да укрепит ваши мысли, чувства и желания в исполнении Его Святой воли на всех путях жизни вашей!

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Предисловие

«Священное Писание, – сказал святой Иоанн Златоуст, – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрою».

Такой пищей Священное Писание является и для взрослых, и для детей.

Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная история.

Давая в руки ребёнка подобную книгу, необходимо также заботиться, чтобы он мог понять её всю, чтобы он в ней не встретил ничего непонятного, словом, необходимо, чтобы она была приспособлена (адаптирована) к его пониманию, к его возрасту.

Именно такую книгу мы хотим дать в руки детям. В ней живо и наглядно, но в то же время очень просто изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов, так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, чистым сердцем могли сами воспринимать всё написанное, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях взрослых (мамы, старшей сестры или грамотной няни). Простота в изложении совмещена с наглядностью специально подобранных иллюстраций: дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки помогут укрепить в детской душе всё то, что будет ими прочитано.

В раннюю пору жизни, когда каждое впечатление так глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум, события из Священного Писания оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбуждённое ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в позднейшие годы – в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Над нами раскинулось бескрайнее синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.

Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные: и лошадки и овечки, и волки и зайчики, и много других. В воздухе порхают птички и насекомые.

Взгляните теперь на реки и моря. Как много воды! И вся-то она полна рыбками – от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же всё это явилось? Было время, когда ничего этого не было. Не было ни дней, ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть сейчас. Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, Он всегда был, есть и будет.

Сотворение мира

И вот Он, по Своей любви, в шесть дней из ничего сотворил всё, чем мы любуемся. По одному Его Слову явились и земля, и солнце, и всё, что есть в мире. Всё сотворил добрый и любящий Господь, и обо всём Он непрестанно заботится, как любящий Отец.

Сотворив мир, Бог устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал прекрасными цветами.

Когда Господь устроил всё это, Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Бог из земли сотворил человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был сотворён по образу Божию, похожим на Бога. Человек был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце. Бог назвал человека Адамом и поселил его в раю, в Эдемском саду.

Потом Господь привел к человеку всех животных, чтобы он дал им имена. Адам назвал всех животных и дал имена птицам небесным, рыбам и зверям полевым. Он ухаживал за райским садом и заботился о его обитателях.

Затем, чтобы у первого человека был друг, Бог сотворил первую женщину. Адам назвал женщину Евой. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменил им родителей. Бог разрешил Адаму и Еве есть всё, что росло в саду, кроме плодов одного дерева. Оно называлось древом познания добра и зла:

– Дети Мои, – сказал Господь Бог Адаму и Еве, – дарю вам этот сад, живите в нём и наслаждайтесь; ешьте плоды со всех деревьев и только с одного деревца не троньте плодов и не ешьте, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрёте.

Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все звери любили Адама и Еву и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и звонко пели песенки.

Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.

Кто же эти Ангелы?

Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают образ человека. Всех Ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и некоторых других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя и они стали называться злыми ангелами, или бесами, а первый ангел, который восстал против Бога, стал называться сатаной, или диаволом.

С тех пор добрые Ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди не любили Господа и жили между собою, как враги. Добрые Ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.

У каждого человека есть свой добрый Ангел-хранитель. Такие Ангелы-хранители оберегают людей от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Добрые Ангелы грустят и плачут, если дети не слушаются папу и маму, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на Небо. Ведь они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов.

Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого диавол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев?

– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам есть плоды только с одного деревца, которое растёт посреди сада, и сказал, что если мы их съедим, то умрём.

В последнее время ведется немало споров о том, стоил ли читать ребенку Библию, и если стоит, то в каком варианте – «настоящую» «взрослую» или все-таки детскую. Есть много противников чтения «взрослого» варианта Библии детям. И их можно понять, ведь множество библейских сюжетов, скажем откровенно, не подходят для детей.

Психологи утверждают, что чтение Библии детям благотворно сказывается на их развитии. В Библии даются примеры веры и морали.

Предлагаем вам Детскую Библию с картинками, которую вы можете читать онлайн вместе с ребенком. Прекрасные иллюстрации понравятся вашему чаду и непременно сделают чтение интересным и полезным занятием.

Читать Детскую Библию онлайн.

Вы можете выбрать удобный для себя формат чтения, (книга, слайд, брошюра). Перейти в полноэкранный режим чтения можно нажав на стрелочки в правом нижнем углу. Приятного чтения!

Детская Библия

Библия для детей. Сюжеты Ветхого и Нового Заветов

Детская Библия написана как сказка и адаптирована для маленьких читателей. Несмотря на простоту повествования, Детская Библия дает прекрасное представление о Божьих Заповедях и законах христианской морали. Иоанн Златоуст говорил, что Библия украшает ум и делает душу сильней и мудрей. Детская душа легко откликается на хорошие примеры, а сердце ребенка чутко к мудрым историям. Поэтому Детская Библия является прекрасным чтением для детей.

Все еще вопрос о том, а не грешно ли читать Детскую Библию в упрощенном варианте остается открытым. Имеем ли мы право упрощать и сокращать несокращаемое? Единственно правильного ответа нет, но я думаю, каждый родитель вправе решить это для своего ребенка.

После чтения рассказов из Детской Библии родители должны задавать ребенку вопросы на рассуждение, для того, чтобы ребенок задумался над истинным смыслом истории. Порассуждайте вместе с ребенком, тогда чтение Детской Библии пойдет малышу на пользу.

Иллюстрации к Детской Библии очень нравятся детям – они красочны и детальны. Каждой истории отведен один разворот - текст + картинка. Библейские Истории сокращены, однако в конце каждой истории указана Книга Библии или стихи Библии, пересказом которых является данная история. Поэтому просто будет найти оригинальный библейский текст, если ребенку понадобятся разъяснения.

Важно понимать то, что Детская Библия содержит все основные библейские сюжеты, поэтому читая ее, Вы не просто делаете вклад в духовность ребенка, но и в его общее развитие, ведь библейские сюжеты - наиболее популярны в нашей культуре. Незнание их говорит о безграмотности и бескультурье человека.

Детям необходимо читать Детскую Библию, потому что это “богодухновенное” Слово Божье ко всем людям, не исключая детей. В Детской Библии ребенок найдет ответы на вопросы: Какова цель нашей жизни? Откуда я взялся? Есть ли жизнь после смерти? Как мне попасть на небеса? Почему мир полон зла? Почему нужно бороться со злом добрыми делами? В дополнение к этим философским вопросам Детская Библия ответит на вопросы практического характера: Как мне стать хорошим другом? Что такое успех и как его добиться? Как я могу измениться? Что действительно важно в жизни? Как жить так, чтобы не оглядываться назад с сожалением? Как справится с несправедливыми обстоятельствами?

Чтение Детской Библии поможет ребятам избежать многих ошибок в жизни. Чтение Библии в детском возрасте важно в свете появления множества заманчивых лжеучений. Знакомство с Библией в раннем возрасте впоследствии поможет ребенку отличить истину от заблуждения. Библия дает нам мерило, которое поможет избежать влияния, к примеру, сектантских учений, а ведь иметь неправильное представление о Боге опаснее, чем не иметь его вовсе.

Божье слово помогает нам осознать грехи в нашей жизни и помогает нам избавиться от греховности. Детская Библия – не просто книга для чтения, это книга для изучения и понимания. Чтение Библии с ребенком можно сравнить с добычей золота. Делая небольшие усилия, мы найдем лишь немного золотой пыли. Чем больше мы приложим усилий, тем большее вознаграждение мы получим.

Пересказала Г. П. Шалаева


Печатается с разрешения издательства ООО «Филологическое общество “СЛОВО”»


© ООО «Филологическое общество “СЛОВО”», 2009

© ООО «Филологическое общество “СЛОВО”», оформление, 2009

* * *

Самая главная книга на земле называется Библия. Эта книга поможет тебе узнать и понять, откуда началась земля, на которой мы живём, и как появилось вокруг всё то, что мы видим, также о том, откуда произошли и как жили люди много-много тысяч лет назад.

В этой книге ты познакомишься с теми событиями, которые происходили давно, а точнее в те далёкие времена, когда люди ещё только начинали жить на земле и, конечно, совершали много ошибок. А Бог помогал им и учил их жить. Не удивляйся этому, ведь уметь жить и быть при этом добрым и честным, великодушным и справедливым очень и очень непросто. Этому надо учиться.

А ещё… почаще прислушивайся к тому, что у тебя внутри. Правильно: есть сердце и другие органы. А есть ещё и душа. Надо прислушиваться к своей душе. Иногда её называют совестью. Но совесть – это только часть души. Сложно понять? Ничего. Хорошо уже, если ты задумаешься над этим.

Но не спеши это делать сразу. Сначала внимательно прочитай текст и задумайся над этим. Ты узнаешь, откуда произошли люди, поймёшь, откуда началась земля, на которой мы живём, и как появилось вокруг всё то, что мы видим.

А сейчас – в добрый путь!

Читай и размышляй!

* * *

Когда-то, давным-давно, не было ни земли, на которой мы живём, ни неба, ни солнышка. Не было птичек, не было цветов, не было зверей. Не было ничего.

Конечно, ты прав – это скучно и неинтересно.

Но дело в том, что и скучать-то тогда было некому, потому что не было и людей. Это очень трудно представить, но когда-то так и было.

Ты спросишь, а откуда же всё появилось, всё то, что окружает тебя: ярко-голубое небо, щебечущие птички, зелёная трава, разноцветные цветы… А ночное небо в звёздочках, а смена времён года… И многое-многое другое…

А было всё так…

Сотворение мира

В начале Бог сотворил землю и небо.

Земля была бесформенная и пустая. Не было её видно. Только вода кругом и тьма.

Ну разве можно что-то сделать в темноте?

И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет.

Бог увидел, как это хорошо, когда светло, и отделил свет от тьмы. Свет он назвал днём, а тьму ночью. Так прошёл первый день.



На второй день Бог создал небесный свод.

И разделил воду на две части.

Одна часть осталась покрывать всю землю, вторая же часть поднялась к небу, – и тут же образовались облака и тучи.

На третий день Бог сделал так: собрал всю воду, которая оставалась на земле, и пустил ручейки и реки, образовались озёра и моря; а свободную от воды сушу Бог назвал землёй.

Посмотрел Бог на дела рук своих, и ему очень понравилось то, что он сделал. Но всё равно чего-то не хватало.

Земля стала зелёной и красивой.

На четвёртый день он создал светила на небе: Солнце, Луну, звёзды. Чтобы освещали они землю днём и ночью. И чтобы отличать день от ночи и обозначать времена года, дни и месяцы.



Так, по желанию Бога и его трудами возник прекрасный мир: цветущий, яркий, светлый! Но… пустой и безмолвный.

Утром пятого дня в реках и морях заплескалась рыба, самая разная, большая и маленькая. От карасиков до китов. По морскому дну поползли раки. Заквакали в озёрах лягушки.

Запели птички и начали вить себе гнёзда на деревьях.

И вот наступило утро шестого дня. Едва рассвело, как леса и поля наполнились новой жизнью. Это звери появились на земле.




На краю поляны прилёг отдохнуть лев. В лесной чаще притаились тигры. Неторопливо пошли на водопой слоны, с ветки на ветку запрыгали обезьяны.

Ожило всё вокруг. Стало весело.

И тогда же, на шестой день, Бог создал ещё одно существо, самое главное существо на земле. Это был человек.

Как ты думаешь, почему человек считается главным на земле?

Потому что Бог создал его по своему образу и подобию.

И наказал Бог человеку, что тот будет управлять всем на земле и владычествовать над всем живущим и растущим на ней. А чтобы человек мог это делать хорошо, Бог вдохнул в него душу и разум. Первым на земле стал человек по имени Адам.

А на седьмой день Бог отдыхал после трудов своих, и день этот стал праздничным на все времена.

Посчитай дни недели. Шесть дней человек трудится, а на седьмой отдыхает.

Только после усердного и полезного труда бывает настоящий отдых. Не так ли?

Жизнь в Раю

На востоке земли Бог посадил прекрасный сад. Все самые красивые деревья и цветы росли здесь. По саду текла глубоководная река, в которой было приятно купаться. Этот уголок земли назывался Раем.

Здесь Бог и поселил Адама, а чтобы тому не было скучно, решил дать ему жену.

Навёл Бог на человека крепкий сон, а когда Адам уснул, взял у него одно ребро и сделал из него женщину.

Проснулся Адам, увидел рядом другого человека и сначала удивился, а потом очень обрадовался. Ведь ему было скучно одному.

Так появилась на земле женщина, и стали звать её Евой.

В Раю росли самые разные деревья: яблони и груши, персики и сливы, ананасы и бананы и много других – каких только душе угодно!

Среди этих деревьев росло одно, которое называлось деревом познания добра и зла.

Бог разрешил человеку срывать плоды с любых деревьев и есть их, но ни в коем случае не трогать плодов с дерева познания.

Адам и Ева слушались Бога. Они были очень довольны своей жизнью, и ничто их не тревожило.

Ещё бы! Они купались, когда хотели, гуляли по саду, играли с маленькими зверятами. Все дружили между собой, и никто никого не обижал.

Так продолжалось долгое время, и так было бы всегда, но…



Жил в Раю змей, который отличался от всех других зверей особой хитростью.

Однажды Ева стояла возле дерева познания добра и зла, и к ней подполз змей.

– Я вижу, что вы с Адамом срываете плоды со всех деревьев, а с этого не берёте. Почему? Посмотри, какие они красивые и, наверное, очень вкусные! – прошипел змей.

Ева ему на это ответила:

– Бог запретил нам срывать плоды с этого дерева, потому что если мы их съедим, то умрём.

Засмеялся змей:

– Нет, – сказал он, – Бог обманул вас. Если вы попробуете плоды с этого дерева, то не умрёте, а станете такими же мудрыми, как сам Бог. Вы поймёте, что такое добро и зло. А Бог этого не хочет.

Женщина не удержалась от соблазна. Она забыла запрет Бога, а может быть, не захотела его вспоминать: ведь, действительно, плоды были такие красивые и аппетитные на вид.

– Ничего не будет плохого, – подумала Ева, – если я сорву всего один плод. Бог даже не узнает об этом. А мы с Адамом станем мудрыми.



Сорвала она плод с дерева познания добра и зла и стала есть его.

Как ты думаешь, откуда пошло выражение «змей-искуситель» (в смысле соблазняющий). Не отсюда ли?

Пришла Ева к мужу и уговорила его тоже попробовать вкусный плод.

И открылись глаза у них. Посмотрели они друг на друга и поняли, что они нагие, хотя раньше это казалось им вполне естественным. А сейчас стало вдруг стыдно, и они спрятались за дерево.

В это время дня, когда было не так жарко, Бог обычно гулял по саду и любил, чтобы его сопровождал Адам.

Вот и сейчас он позвал его, но Адам не захотел выходить из своего укрытия.

– Адам, где ты? – опять позвал Бог.

Наконец Адам ответил ему:

Бог удивился ещё больше:

– Чего же ты испугался, ты ведь никогда раньше не прятался! Что случилось?

– Мне стало стыдно, что я голый, поэтому я и спрятался, – ответил Адам.

Бог давно обо всём догадался, но он хотел, чтобы Адам сам ему обо всём рассказал:

– Кто сказал тебе, что ты голый? Уж не ел ли ты плодов с дерева, с которого я запретил тебе есть?

Что оставалось делать Адаму? Пришлось сознаться. Но он сказал, что это жена заставила его. Ева же во всём обвинила змея, сказав, что он уговорил её съесть запретный плод.

Рассердился Бог на змея и проклял его.

А теперь давай порассуждаем вместе. Конечно, змей виноват. Но каждый должен сам отвечать за свои поступки.

Если бы Адам и Ева не захотели нарушать запрет Бога, разве змей мог бы заставить их? Нет, конечно.

Вспомни и ты свои поступки. Бывает, наверное, так, что тебе очень хочется сделать что-то, что не разрешают, и ты нарушаешь запрет. А потом говоришь, что кто-то другой виноват, потому что уговорил тебя это сделать.

Ведь змей-искуситель чаще всего сидит в нас, а не рядом.

Подумай об этом.

Наказал Бог Адама с Евой: одел их в звериные шкуры и выгнал из Рая. Теперь они тяжёлым трудом должны были добывать себе пищу и больше не вернулись обратно в Рай.

Каин и Авель

Адам и Ева очень переживали свою разлуку с Богом и старались заслужить его прощение, показать ему свою любовь.

Но как это сделать? Ведь Бог не разрешал им даже близко подходить к воротам Рая и поставил там на страже крылатого херувима с огненным мечом.

Тогда люди и придумали жертвоприношение: приносили Богу подарки, чтобы он знал, что они помнят его и любят.

Богу, конечно, было приятно. Но он принимал подарки не от каждого человека.

Ты поймёшь это, когда прочитаешь очень печальную историю о том, что произошло с детьми Адама и Евы.

Было у Адама и Евы два сына. Старшего звали Каином, он работал в поле, выращивая хлеб. А младший, Авель, пас овец.

Однажды братья решили принести Богу свои дары, как это всегда делали их родители.

Они развели костёр на большой поляне и положили на него свои дары. Каин – колосья спелой пшеницы, а Авель принёс молоденького ягнёнка из своего стада, заколол его и тоже положил на костёр.

Бог знал, что Авель добрый и хороший человек, и поэтому подарок его принял сразу.

Каин же показался ему не таким добрым, и он не захотел принимать его дар. Каин, конечно, обиделся и очень огорчился.

Тогда Бог сказал ему:

– Отчего ты огорчился? Если будешь делать добро, то жертва твоя будет принята, а если будешь творить зло, то грех будет преследовать тебя, и ты не сумеешь преодолеть его.



Но, к сожалению, Каин не последовал совету Бога. Наоборот, ходил совсем мрачный и очень завидовал брату.

– Авелю хорошо, – думал он, – теперь Бог будет ему помогать.

Грех завидовать другому человеку, зависть вызывает злобу. Но если бы Каин вовремя это понял!

Заманил он однажды Авеля в поле и убил его.

Бог, конечно, всё видел, но ещё надеялся, что Каин ужаснётся тому, что сделал, и раскается.

Спросил он Каина:

– Где Авель, брат твой?

Но Каин и не думал сознаваться.

– Не знаю, – ответил он, – разве я сторож брату моему.

Разгневался Бог ещё больше.

– Что же ты сделал?! – сказал он Каину. – Ведь ты убил своего брата! Голос крови его взывает ко мне. Я проклинаю тебя. Ты уйдёшь отсюда и больше не увидишь своих родителей и никогда не вернёшься домой. Будешь вечным изгнанником и скитальцем!

Вот так Бог наказал Каина. Но это ещё не всё. Он наложил на лицо Каина особый знак, по которому все люди, как только видели Каина, сразу понимали, что он преступник, и избегали его.

Так до сих пор и бытует выражение: «Каинова печать».

Подумай, к кому оно может относиться?

Ной строит ковчег

Прошло время, и много стало на земле людей.

Но все они очень огорчали Бога: обманывали, грабили, убивали друг друга в бесконечных войнах.

Бог, конечно, пытался вразумить их, он всё ещё надеялся, что люди станут добрее и благоразумнее. Но всё было напрасно.

Тогда Бог решил так: люди будут жить ещё 120 лет, и если они всё-таки не исправятся, тогда он уничтожит всё живое на земле.

И что же? Ты думаешь, люди испугались, попросили у Бога прощения и постарались быть лучше?

Ничего подобного! Они даже внимания не обратили на его предостережение и так же продолжали разбойничать и бездельничать.

Тогда Бог окончательно разочаровался в людях и даже пожалел о том, что сотворил их.

Жил, однако, на земле человек, который всегда поступал так, как учил Бог. Звали его Ной. Он был добрым и честным, никого не обманывал и никому не завидовал. Жил своим трудом и своих сыновей учил жить так же.

За это Бог и любил Ноя. Позвал он его однажды и сказал:

– Люди продолжают творить зло, и за это я всех накажу. Скоро случится великий потоп, и после этого ничего живого на земле не останется. Но ты и твои сыновья дадите продолжение жизни доброй и справедливой. Поэтому делай то, что я тебе скажу.

И научил Бог Ноя как построить ковчег.

Наутро Ной и его сыновья принялись за работу. Рубили высокие деревья, делали из них брёвна и несли их на берег.



Когда досок, брёвен и брусьев накопилось много, они начали сооружать корабль.

Сбежались все соседи, даже прохожие останавливались в недоумении, что же такое делают эти люди. И, конечно, не упустили случая поиздеваться:

– Этот Ной с сыновьями всегда были ненормальными; все гуляют, а они только и знают, что работают да Богу молятся. А сейчас так и совсем с ума сошли, смотрите, что они придумали.

Ной, конечно, не слушал бездельников. Пускай издеваются. Он лучше знал, что ему делать и как жить.

Через некоторое время на воде закачался огромный ковчег. Он был сделан из прочного дерева гофер, стены его внутри и снаружи и все щели были тщательно заделаны смолой. Внутри ковчег состоял из трёх ярусов, которые соединялись лесенками.

Он был сделан на совесть, прочно; всё было приспособлено для того, чтобы в этом ковчеге можно было жить столько, сколько понадобится.

И ещё Бог сказал Ною:

– Когда всё будет готово, войди в ковчег с сыновьями и их жёнами, а также возьми с собой всех зверей, птиц и пресмыкающихся по паре, и семена всего, что растёт на земле.

Ной, как всегда, всё исполнил в точности.

Вот уж потешались над ним люди.

– Вы только посмотрите! Как будто ему нет места на земле. Он ещё и плавать собрался.

Но ведь ты знаешь, как говорят: «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последний». Так получилось и на этот раз.

Потоп

Как решил Бог, так он и сделал.

Как только дверь ковчега закрылась, полил дождь. Он не прекращался сорок дней и сорок ночей и был такой сильный, что вода поднялась высоко и залила всю землю.



Погибло на ней всё живое. Никому не удалось спастись. Только ковчег невредимый плавал по безбрежному водному пространству.

А вода всё прибывала и прибывала. Её было так много, что она покрыла даже самые высокие горы и самые высокие деревья, которые росли на вершинах гор.

Вода стояла на всей земле ещё сто пятьдесят дней.

Наконец дождь прекратился, и постепенно, очень медленно, начала убывать вода.

А ковчег всё плыл. И ни Ной, ни его сыновья не знали, где они находятся и куда плывут. Но они полностью полагались на волю Бога.

И вот 17 числа на седьмой месяц плавания остановился Ноев ковчег у горы Арарат. Ты знаешь, где находится эта гора? Правильно, в Армении.

Воды было ещё очень много, и только через сорок дней Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона. Но птица скоро вернулась: нигде не было суши.



Через некоторое время Ной выпустил голубя, но тот тоже вернулся, не найдя суши.

Через семь дней Ной снова выпустил голубя, и когда тот вернулся, все увидели, что в клюве он принёс веточку масличного дерева. А это значило, что вода убыла и появилась суша.



Когда же Ной выпустил голубя ещё через семь дней, тот уже не вернулся.

Тогда и Ной открыл крышу ковчега, вышел наверх и увидел, что земля вокруг уже почти сухая.

Вышли все из ковчега, выпустили зверей, птиц. И благодарили Бога за своё спасение.

Бог тоже был рад, что сохранил жизнь на земле, и решил, что никогда больше не нашлёт на землю потоп, никогда не даст погибнуть жизни.

Благословил он Ноя и его сыновей, а в знак своего примирения с людьми повесил на небе радугу.

Знаешь ли ты, что такое радуга? Видел ли ты её когда-нибудь?

Сразу после непродолжительного летнего дождя, когда сверху ещё падают последние капли, между небом и землёй появляется разноцветный выгнутый мостик. Это и есть радуга.

Когда ты её увидишь, вспомни, пожалуйста, за что Бог рассердился на людей и что произошло после этого.

Вавилонское столпотворение

Прошло ещё время. Опять на земле стало много людей.

Но они помнили, что в наказание людям Бог наслал потоп. Отцы рассказывали об этом детям, а те, когда вырастали, передавали эти рассказы своим детям.

Так и жили люди дружно, весело и понимали друг друга, так как говорили на одном языке. Они хорошо работали и многому научились.

Посуди сам. Люди научились обжигать кирпичи и строить из них высокие дома. Конечно, ни космических кораблей, ни даже самолётов они ещё не придумали, но всё равно гордились тем, какие они умные и как много знают и умеют.

И все думали, что бы им такое сделать, чтобы оставить память о себе на все времена. И придумали:

– Давайте построим башню. Высокую-превысокую. До самого неба!

Сказано – сделано. Нашли большую гору и начали строить. Очень весело и дружно работали люди: одни добывали глину, другие лепили из неё кирпичи, третьи обжигали их в печах, четвёртые несли кирпичи на гору. А там другие брали эти кирпичи и складывали из них башню.

Со всех сторон приходили люди и тоже включались в работу. Желающих строить башню было очень много, и им надо было где-то жить. Так вокруг башни появился город. Назвали его Вавилон.

Бог долго наблюдал за работой, хотел понять, что же делают люди и для чего они строят такую высокую башню.

– Вряд ли они собираются жить в ней, – рассуждал он, – для жилья такая башня неудобна. (Лифтов ведь тогда ещё не было, а подниматься так высоко по ступенькам тяжело.) Просто так строить? Зачем?

Наконец Бог понял, для чего люди строят эту башню. Они хотят показать, какие они умные и всемогущие.

Не понравилось ему это. Не любит Бог, когда люди гордятся понапрасну и превозносят себя.

И что же он сделал, чтобы им помешать?



Нет, он не стал разрушать башню, а поступил по-другому.

В ту же минуту поднялся сильный-сильный вихрь и унёс все слова, которые люди говорили друг другу. Закрутил, завертел их. И всё смешал.

Когда же вихрь успокоился, и вокруг стало тихо, люди опять принялись за работу. Но что это?!

Они перестали понимать друг друга. Каждый заговорил на каком-то незнакомом и непонятном другому языке.

И работа, конечно, разладилась: один просил другого сделать что-то, а тот делал наоборот.

Снизу кричали:

– Возьмите кирпичи!

А сверху передавали кирпичи обратно.

Маялись они так маялись, да и бросили всё. Теперь одна забота оставалась – как бы найти в этом столпотворении говорящих на одном языке.

Так и разошлись все люди небольшими группками по разным уголкам земли, стали жить отдельно, каждая группка в своей стороне (стране). А потом и вовсе отгородились границами друг от друга.

Башня стала понемногу разрушаться.

А от названия города Вавилон, где Бог смешал все языки в наказание людям за их дерзость и гордыню, произошло ещё одно выражение, которое тебе, может быть, знакомо: «Вавилонское столпотворение».

С тех пор люди живут на земле по-разному: в одной стране устанавливаются одни законы и правила, в другой – другие.

Да и сами люди разные: умные, глупые, весёлые и печальные, злые и добрые.

Только есть для всех один общий закон, который установил Бог, – злые люди рано или поздно бывают наказаны. И это правда. Но если человек осознаёт свои ошибки и кается – Бог прощает его.

Господь Бог терпелив. Он надеется, что постепенно люди изменятся и будут заботиться не только о теле, но и о душе своей. Будут больше думать и размышлять о смысле жизни, о том, для чего они родились на свет Божий. Ведь, наверное, не только для того, чтобы есть, пить и развлекаться. Но и не для того только, чтобы работать дни и ночи.



Человек рождается, чтобы выполнить своё предназначение в жизни. У каждого оно своё. Но у всех людей должно быть одно общее предназначение – делать друг другу только доброе и хорошее. Ведь это не так сложно.

Дух Божий живёт в каждом человеке. Но люди слепы и не понимают этого. А когда они прозреют и поймут, то изменятся.

Господь Бог мог бы силой установить Царство Божье на земле, но он не хочет этого делать. Люди должны сами понимать, что хорошо, а что плохо. Только вот беда – у каждого человека своё понимание хорошего. Все люди желают себе добра, но понимают его по-своему.

Для некоторых людей хорошая жизнь – это когда можно всё время гулять, отдыхать, праздновать и ничего не делать.

Другие считают, что для того чтобы устроить себе хорошую жизнь, они могут обманывать других людей, грабить и даже убивать.

Господь Бог хочет, чтобы для всех было одинаково хорошо. А это может произойти, если каждый человек будет думать не только о себе, но и о других людях. Это не так сложно, если соблюдать те десять правил, которые Господь завещал нам всем выполнять.

Эти правила называются «заповедями».


Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3 4 5 6

Вопрос «что подарить?» возникает в нашей жизни ничуть не реже, чем небезызвестные «кто виноват?» и «что делать?», и поиск ответа на этот вопрос требует каждый раз немалых усилий и изобретательности. А если ситуация осложняется юным возрастом виновника торжества, да еще само торжество – не банальный день рождения (который, как известно, бывает только раз в году), а например именины, крестины, Рождество или Пасха – словом, праздник, подразумевающий не просто подарок, а подарок тематический – тут уж проблема выбора может стать просто катастрофической. Неплохую идею для решения этой проблемы может подсказать усвоенный с детства тезис «лучший подарок – хорошая книга», особенно если продолжить эту мысль - лучшая книга – это Суперкнига. Суперкнига для детей – это детская Библия.

Детскими библиями называются пересказы основных тем Священного Писания, сделанные специально для детей. Библия одна, а вот пересказов ее существует немалое количество, поэтому иногда бывает трудно сориентироваться, какую же из детских Библий надо приобретать в каждом конкретном случае. Очевидно одно: идеальной детской Библии не существует, однако если четко знать, кому и зачем приобретается книга, вполне можно подобрать оптимальный вариант, или даже несколько.

Различаются детские Библии, во-первых, по возрасту детей, которым адресованы – ведь рассказывая об одних и тех же событиях пятилетнему ребенку и пятнадцатилетнему подростку, мы будем учитывать особенности их восприятия, и в результате расскажем по-разному. Во-вторых, пересказы могут быть краткими или подробными, и подборка «основных тем», выбранных для этой детской Библии, может несколько отличаться от выбора, сделанного автором другой детской Библии. В-третьих, детские Библии нередко дополняются пояснениями, комментариями или справочными материалом, что может значительно облегчить понимание текста.

Детские библии появились достаточно поздно – во второй половине девятнадцатого века. Поскольку в советское время детских Библий практически не писалось, все имеющиеся сегодня издания мы можем условно разделить на дореволюционные (они переиздаются либо репринтно, то есть с сохранением тогдашней орфографии, и в этом случае при чтении придется продираться сквозь «яти», твердые знаки и точки над i, либо в переводе (полном или сокращенном) на современный русский язык – в этом случае читать значительно проще), переводные и современные. Характерной особенностью переиздания старых книг является то, что один и тот же текст может сейчас издаваться под разными названиями, поэтому если ищете что-то конкретное - ориентироваться лучше на автора.

Часть первая: самые популярные

Если вам уже доводилось читать пересказ Священного Писания, то, скорее всего, это была одна из тех трех книг, о которых пойдет речь ниже – просто потому, что это наиболее часто встречающиеся в публичных и частных библиотеках детские Библии. Как раз одна из них дореволюционная, вторая - переводная, а третья – пост-советская.

«Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый заветы», составитель протоиререй Александр Соколов

Одной из наиболее популярных и переиздаваемых в России была и остается книга "Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома", составленная протоиереем А. Соколовым в конце 19 века.Репринтное издание иллюстрировано черно-белыми рисунками по оригиналам Доре и Плокгорста и составляет 480 страниц (пересказ достаточно подробный!). В ветхозаветной части присутствует пересказ неканонических книг Библии, например книги Товита и книг Маккавейских. Кроме того, в пересказе Нового Завета встречаются эпизоды, отсутствующие в оригинале и принадлежащие церковному Преданию: сюжет о введении во храм Пресвятой Богородицы в трехлетнем возрасте, основание города Киева апостолом Андреем Первозванным, успение Богородицы. Повествование ведется от лица автора, обращающегося к детям, по ходу текста вставлены назидания и поучения – как бы некоторые промежуточные выводы из рассказанного.

Конечно, детская Библия протоиерея Александра Соколова – это безусловная классика жанра. Библейские сюжеты в обработке именно этого автора включены в учебник-хрестоматию для пятого класса общеобразовательной школы «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова. Однако, даже в адаптированном варианте этой Библии язык для современного читателя немного тяжеловат («слишком уж отмечена стилем прошлого века» - говорил об этой книге о.Андрей Кураев), а вставки-комментарии в ряде случаев звучат несколько нарочито, хотя иногда действительно выполняют поясняющую функцию.

Книга ориентирована на средний и старший школьный возраст, также вполне годится и взрослым для предварительного знакомства с библейскими сюжетами.

«Закон Божий для семьи и школы» протоиерея Серафима Слободского

«Закон Божий» не является детской библией в прямом смысле этого слова, он содержит не только пересказ Ветхого и Нового заветов, но еще несколько глав по различным аспектам православной веры. Книга «Закон Божий» была написана в 1957 году в Америке для русских эмигрантов, и с тех пор выдержала несколько переизданий на русском и английском языках, а в начале 90-х пришла и к российскому читателю. Существуют несколько учебников "Закона Божия" разных авторов, но работа о. Серафима Слободского по праву считается лучшей из них. На протяжении уже многих лет она является основным учебником для воскресных и церковных общеобразовательных школ, причем занимаются по ней не только дети, но и взрослые. Состав книги давно стал классическим, так что по главам ее теперь построены экзаменационные вопросы для поступающих в духовные училища, регентские классы и семинарии Русской Православной Церкви.

Вот что можно прочесть в аннотациях к этой книге: «На сегодняшний день это единственный полный учебник, объемлющий все аспекты православного вероучения и церковной жизни. "Закон Божий" - своего рода христианская энциклопедия, где доступно и лаконично изложены все необходимые православному христианину сведения и понятия.»

«Закон Божий» состоит из пяти частей (иногда они издаются отдельными книжечками – получается пятитомник):

Часть 1. Предварительные понятия

Часть 2. Молитвы

Часть 3. Священная история Ветхого и Нового Завета

Часть 4. О вере и жизни христианской

Часть 5. О богослужении Православной Церкви

Пересказом Библии, как нетрудно догадаться, является третья часть. Пересказ содержит большое количество толкований и пояснений. В ряде случаев автор не просто излагает библейскую историю, но приводит как подтверждение данные науки того времени (середины прошлого века) – например в главах о сотворении мира или всемирном потопе. В конце каждой главы указаны ссылки на пересказываемые стихи и главы оригинала. Некоторые главы являются изложением Церковного Предания, поэтому в оригинале (то есть в Библии) они отсутствуют. Заповеди и притчи разбираются и поясняются по ходу пересказа, хотя в разделе «О вере и жизни христианской» десять заповедей Моисея и заповеди блаженств обсуждаются отдельно и более детально.

Сейчас на полках книжных магазинов все чаще встречается изданная по материалам из «Закона Божия» иллюстрированная книга «Библия для детей. Ветхий и новый завет» под редакцией Н.В.Астрахановой (240 страниц).

«Детская библия» (библейские рассказы в картинках), Борислав Арапович, Вера Маттемляки

Самая популярная детская библия начала 90-х годов прошлого века: была издана на 30 языках общим тиражом около восьми миллионов экземпляров. В публикациях и разговорах часто упоминается как «стокгольмская детская Библия» (по месту издательства) или «голубая детская Библия» (по цвету обложки). В книге 545 страниц, каждый рассказ занимает не более страницы и представляет собой не столько пересказ библейских событий, сколько их конспект: прямое цитирование крупных фрагментов текста сопровождается небольшими комментариями и пояснениями составителей. В конце каждой главы приведены ссылки на пересказываемые и цитируемые стихи и главы Библии. К несомненным плюсам издания можно отнести хорошее предисловие об истории создания Библии и размещенные в конце географические карты и фотографии библейских мест.

Насколько удобно пользоваться именно этой Библией? Давайте сравним отзывы. Издателями книга характеризуется так: «"Детская Библия" подготовлена для молодых читателей. Длинные рассказы сокращены и упрощены. Каждый рассказ сопровождается цветной картинкой, на которой художник изобразил свое представление о том, что говорится в этом рассказе. Начиная с 1990 года "Детская Библия" выходит с дополнением, в расширенном издании. Так как не только дети, но и многие взрослые читают эту книгу, то в данное издание включены так же некоторые тексты, предназначенные скорее для взрослого читателя.»

А вот что мне довелось услышать от одной из читательниц Араповича и Маттемляки: «Очень много непонятных слов, вплоть до названия всех рек, городков и деревень. Ребенку в 4 года такое не осилить, а только запутаться, так иносказательно написано, что все время приходится останавливаться и объяснять, объяснять, объяснять о чем речь. Ну например: "....Вскоре в Хеврон пришли иудеи и помазали Давида на царствование в южной части Израиля, Иудее. Через семь с половиной лет Давид воцарился над всем Израилем. Бог исполнил то, что обещал ему через пророка Самуила...." Мой ребенок не понял ничего из этой фразы!»

Итак, если вы решили купить ребенку именно эту детскую Библию, готовьтесь к тому, что книга даст ему больше вопросов, чем ответов: цитатно-конспективный стиль изложения способствует именно этому (если, конечно, читатель не ограничится разглядыванием цветных иллюстраций, а попытается вникнуть в текст). Поэтому приобретайте сразу для себя синодальную Библию (если у вас ее еще нет) и толкования к ней – скоро появится прекрасный повод изучать Священное Писание всей семьей!

Часть вторая: классика жанра для самых маленьких

С какого же возраста пора читать ребенку детскую Библию? Конечно, все это индивидуально и решается родителями, но в большинстве церковно-приходских школ нашего города уроки Закона Божия, на которых дети знакомятся с сюжетами Священного Писания, рассчитаны на учеников пяти-шести лет. На этот же возраст читателей рассчитаны те проверенные временем детские Библии, которые по праву считаются сегодня классикой жанра.

«Моя первая священная история в рассказах для детей» священника П.Воздвиженского

Книга священника П. Н. Воздвиженского "Моя первая священная история", изданная в 1899 году и выдержавшая несколько переизданий в дореволюционной России, была признана лучшим пересказом Библии для детей того времени.

Эта детская Библия по объему не большая – всего около ста страниц. Более подробно представлены события Нового Завета: из всех двадцати пяти глав ветхозаветным сюжетам посвящены только три («Сотворение мира», «Изгнание из рая» и «Потоп»).

Пересказ сделан очень поэтично, и при этом доступно. В предисловии к первому изданию говорится, что книга «просто и занимательно повествует обо всех важнейших событиях Ветхого и Нового заветов - так, чтобы дети могли понять написанное, не нуждаясь в объяснениях взрослых», что, согласитесь, немаловажно!

В пост-перестроечную эпоху детская Библия в пересказе П.Воздвиженского охотно и многократно переиздавалась (и переиздается до сих пор) в самых разных вариациях: разные обложки, разные картинки, даже разные названия, от репринтов с ятями, точками над i и непривычными дореволюционными иллюстрациями до вполне «осовремененных» версий. Однако, язык, которым написана книга П.Воздвиженского, настолько характерен, что «мы узнаем ее из тысячи» под любым названием и в любой редакции:

«Над нами раскинулось синее небо. На нем, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет. Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звездочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте, и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные, и лошадки, и овечки, и волки, и зайчики, и много других… Откуда же все это явилось?»

«Главнейшие события Нового Завета в картинках с кратким пояснительным текстом для самых маленьких детей» С.Н. Горбовой

Книга С.Н. Горбовой с таким названием была издана в 1900 году. Она тоже может быть отнесена к детским Библиям, хотя представляет собой пересказ не всей Библии, а только ее части – Нового Завета. В авторском предисловии сказано:

«Задача предлагаемой книжки – в целом ряде картин дать самым маленьким детям наглядное представление о главнейших событиях Нового Завета. В кратком объяснительном тексте автор старался, по возможности, связать отдельные факты, насколько это было необходимо для понимания их последовательности. Если ему удастся облегчить родителям труд составления первоначального рассказа, если пяти-шести-летний ребенок при помощи текста сумеет объяснить содержание каждой картинки, если он будет с толком читать молитву Богородице и молитву Господню, если, наконей, за обедней ему будут понятны слова установления Таинства, - автор почтет себя удовлетворенным, его книжка будет достаточной подготовкой к предстоящему в жизни малютки первому сознательному шагу христианина: к его первой исповеди.»

Сегодня эта книга отредактирована, и переиздана под названием « Евангелие для самых маленьких». Повествование начинается с рождения девы Марии, заканчивается главой о Вознесении. Главы не длинные, читаются легко, текст не перегружен незнакомыми для ребенка словами, поэтому вполне годится и для детишек младше пяти лет, если вдруг у них возникнет интерес к евангельским сюжетам.. По ходу пересказа встречаются пояснения. Например, в главе «Вход Господень и Иерусалим» есть такой абзац:

«Когда мы вспоминаем вход Господень в Иерусалим, мы стоим в церкви с вербой. У нас пальмы не растут; поэтому вместо пальмовых веток мы держим ветки вербы, и этот день называется Вербное воскресенье».

Предпоследняя глава – «Воскресение Христово» - начинается так:

«Иисус Христос был распят и умер в пятницу. На другой день была суббота. А на третий день Христос воскрес из мертвых. С тех пор всегда этот день называется «воскресение», а на Пасху – «Светлое воскресение». На Пасху мы говорим друг другу «Христос воскресе!» И отвечаем: «Воистину воскресе!»

Кроме всего прочего, книга хорошо проиллюстрирована, причем на каждом рисунке, затрагивающем евангельскую тематику, написано название Евангелия, по которому ведется изложение событий, номера глав и стихов – так что, читая «Евангелие для самых маленьких», можно постепенно знакомить ребенка и с самими библейскими текстами.

«Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа», составитель А.Н. Бахметова

Детский Новый Завет с таким названием не имел себе равных по популярности в конце 19 века, как и остальные книги Александры Бахметевой («Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих-Миней»; «Рассказы из истории христианской Церкви. От I в. до половины XI в.», «Начало христианства в России и Крещение Руси при князе Владимире», "Рассказы из русской церковной истории") известной писательницы «для детей и народа». Несмотря на «народность» ее книг, сама Бахметева была из дворянской семьи, некоторое время жила с родителями в Риме, где встречалась с Н.В. Станкевичем и И.С. Тургеневым, посвятившим ей два стихотворения (одно с изменениями вошло в роман «Дворянское гнездо», адресовано Лизе). После замужества постоянно жила в Москве, занималась благотворительностью и литературной деятельностью, была избрана почетным членом общества любителей российской словесности. Писательница обладала обширными познаниями в церковной и гражданской истории, умением работать с источниками. Рецензенты высоко оценивали ее сочинения за верность духу Священного Писания, простоту и точность изложения. Сегодня и у нас есть возможность оценить ее творения.

«Рассказы для детей о земной жизни Спасителя» были переизданы в 1991 году в очень сдержанном оформлении, скорее предназначенном для чтения детям вслух, чем для чтения самими детьми. Издателями была охарактеризована так: «В книге изложены в сокращенной форме события из Нового Завета - земная жизнь и учение Иисуса Христа, деяния апостолов. Дано разъяснение приводимым евангельским притчам. Предназначена в первую очередь для юных читателей. Печатается по 17-му изданию, вышедшему в Москве в 1912 году. При подготовке данной книги текст оставлен практически без изменений.»

Книгу можно условно разделить на четыре части:

· пересказ Евангелия (собственно это и есть рассказы о земной жизни Иисуса Христа);

· «о притчах господних» - здесь евангельские притчи не только пересказываются, но еще толкуются и поясняются;

· «беседы Спасителя» - отдельно вынесены толкования на различные слова и беседы Иисуса Христа, начиная с нагорной проповеди;

· четвертая часть представляет собой пересказ книги деяний апостольских, а самая последняя глава содержит краткое описание посланий апостолов и те сведения о жизни и смерти апостолов, которые не вошло в Новый завет.

В первых двух частях в начале каждой главы указаны ссылки на главы и стихи первоисточника. По ходу повествования рассказывается об основных православных праздниках, приводятся тексты молитв на церковно-славянском и русском языках с пояснениями. Упоминается о церковных таинствах – крещении, венчании, причащении, приводятся комментарии. Вообще книга производит впечатление первого тома, за которым обязательно должно последовать продолжение. И это не удивительно, если еще раз взглянуть на названия остальных книг Александры Бахметевой.

Позже вышло еще несколько изданий «Рассказов о земной жизни Спасителя», уже «с картинками». Этот же пересказ Библии был издан под названием «Изложение Нового завета для детей » с большим количеством цветных иллюстраций и в сокращенном виде (без четвертой части), то есть фактически являясь изложением не всего Нового завета, а только основной его части – Евангелия. Этот вариант более нарядный и наглядный, можно отнести его к разряду подарочных.

Часть третья: современные Евангелия для детей

Необходимость перевода и адаптации Библии на современные языки (в том числе и на язык, понятный детям) не теряет своей актуальности. Поэтому появляются всё новые варианты детских Библий и детских Евангелий. Выполняются новые пересказы и писателями, и педагогами, и священниками, и специально для этого этой цели существующим Российским Библейским обществом.

Евангельская история для детей. М. А. Кучерская

Это детское Евангелие в первую очередь привлекает внимание читателей своим автором-пересказчиком. Майя Кучерская – достаточно известная писательница, автор книг «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние» (получившая Бунинскую премию 2006 года и наделавшая немало шума в читательских кругах, православных и не очень) и «бог дождя» (этот роман был отмечен премией "Студенческий Букер").

Как и все остальное в исполнении Майи Кучерской, «Евангельская история для детей» написана красиво и талантливо, простым понятным языком – книга подойдет для чтения даже самым маленьким детям (уже лет с трёх!).

В качестве иллюстраций использованы репродукции росписей XI-XII веков из церкви Святого Мартина (Швейцария, Зилис). Предисловие написано протоиереем Дмитрием Смирновым, не менее красиво и талантливо:

«Дорогие родители и дети! Эта книга создана для вас. Конечно, ее могут почитать и бабушка, и дедушка, но все-таки она написана для того, чтобы именно папа и мама (самые главные в семье) хотя бы изредка читали своим детям самую главную Книгу.

Перед вами пересказ Евангельской истории, который сделала для своей дочки одна мама. Даже сложные вещи она старалась рассказать ясно и просто - так, чтобы все было понятно совсем маленькой девочке. И поскольку перед вами не канонический текст Священного Писания, каждый читающий эти рассказы может добавлять свои подробности и размышления над прочитанным» .

Евангелие в пересказе для детей. Н.В. Давыдова

Это как раз детское Евангелие, написанное педагогом. Наталья Владимировна Давыдова – методист по литературному творчеству Московского городского дворца творчества детей и юношества, учитель и автор книг ряда детских книг, в числе которых «Евангелие и древнерусская литература» и «Библейский словарь школьника», лауреат премии им. К. Д. Ушинского, член Союза писателей России.

«В книге, которую вы держите в руках, все четыре Евангелия объединены в одном повествовании, более простом и доступном для вас. Евангелие – это самая главная священная книга для христианина .» - Такими словами обращается в предисловии к читателю Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . И, надо заметить, этот пересказ Евангелия вполне заслуживает того, чтобы предисловие к нему было написано Патриархом.

В книге подробно рассказаны новозаветные события от рождения Иоанна Крестителя до вознесения Господня. Основные евангельские события изложены просто и увлекательно, что делает их доступными для детского восприятия.

В сносках к тексту приводятся пояснения и комментарии, а также некоторые сюжеты предания. Например, из пояснений можно узнать, что легион – это воинское подразделение в римской армии, насчитывавшее около 6000 воинов, загадочная смоковница – это хорошо известный нам инжир, а игольными ушами, через которые трудно пройти верблюду, назывались узкие калитки при городских воротах.

Рассказ проиллюстрирован рисунками в стиле русской иконописи и фотографиями библейских мест. В конце книги приводятся краткие биографии всех четырех евангелистов. Судя по объему – 144 страницы – и сложности текста, книга предположительно ориентирована на средний школьный возраст.

«Евангелие и молитвослов для детей» в изложении протоиерея Владимира Чугунова

Эта книга, написанная нижегородским священником, пожалуй, чаще других встречается на полках православных библиотек и церковных лавок, хотя ярко выраженных преимуществ у нее нет – ну разве что «встроенный» молитвослов. Книга сделана «под старину». Язык изложения не самый сложный, но в некоторых случаях используются устаревшие слова и обороты. Повествование ведется от лица рассказчика с обращением к читателям «дорогие мои».

Книга состоит из трех разделов: Евангелие, молитвослов и подготовка к исповеди. Первая часть фактически является пересказом не только Евангелия, но всего Нового завета, где евангельские притчи вынесены отдельно в конец книги, а в пересказ книги Деяний включены элементы церковного Предания. В разделе «молитвослов» помещены тексты основных православных молитв и краткие комментарии на тему «как вести себя в церкви». Раздел «подготовка к исповеди» представляет собой разбор десяти заповедей.

Для полноты картины добавим впечатления некоторых мам, читавших это детское Евангелие своим детям:

«Прочитала я тут наше детское Евангелие. Моё мнение... Очень большие и яркие картинки(красивые), шрифт крупный, написано доступно, не замудрено, на детском языке, много уменьшительно-ласкательных слов. Интересно. Минус в том, что я иногда теряла суть рассказа. Страница заканчивается и нить обрывается (как будто не досказано что-то), на новой странице уже другое действие, а потом вдруг неожиданно всплывает то, что было не досказано на предшествующих страницах. И мне, взрослому человеку, было не понятно о чём речь. Приходилось возвращаться и читать несколько страниц заново.»

«Вот что не понятно: светские книжки делятся на возрастные категории, а духовные? У меня возникло впечатление, что написано где-то как для садиковых детей, а где-то, как для подростков.»

«Моему сыну нравится, там такие небольшие рассказики. Некоторые я ему ещё упрощаю, поясняю, так сказать, иногда наоборот несколько страниц читаем. Но мне кажется, что чисто малышковой библию вообще не сделать, поэтому это самый нормальный вариант.»

Евангельские истории в изложении Юрия Табака

Книга, изданная Российским Библейским обществом в 1995 году, и переизданная в 2000 году представляет собой авторизованный перевод с английского книги Мэри Батчелор «The story of Jesus». Как и большинство переводных детских Библий, книга может показаться излишне «американизированной», а непривычные глазу рисунки, больше похожие на комиксы, только усиливают это впечатление. Но, если относиться к этому спокойно – книга хорошая и полезная.

Подробный пересказ Четвероевангелия (книга содержит 175 страниц) дополнен историко-справочной информацией, поясняющей различные стороны жизни и быта людей того времени, и цветными иллюстрациями. Из пояснений можно узнать о традициях, описываемых в Евангелии, исторических и географических особенностях, упоминаемых в тексте. Евангельские притчи, как и комментарии, вынесены на отдельные страницы и расположены по мере упоминания в тексте. К каждой главе указаны ссылки на пересказываемые стихи оригинала – это удобно для изучения Библии.

В комментариях издателя читаем: «Отношение человека к Библии во многом определяется тем, каким было его знакомство с этой Книгой в детстве. Ведь именно детские впечатления, как правило, живут дольше других в нашем сознании. Для того, чтобы маленькие читатели смогли подружиться с Библией, и была написана эта удивительная книга. В ней собраны отдельные повествования из Нового Завета, мастерски превращенные автором в захватывающие истории. Надеемся, что «Евангельские истории» помогут вашим детям полюбить Библию, открыв в ней источник всего благородного, возвышенного и доброго. »

Детскую библию можно подобрать на любой возраст и для любых целей - сегодняшнее разнообразие позволяет это сделать. Если книга покупается в подарок крестнику от крестной, и преследует цель наставления в православной вере - тогда лучше выбирать из дореволюционных изданий, в соответствии с возрастом одариваемого. Если книга покупается для общего ликбеза - лучше выбирать более современные варианты, еще лучше - выпущенные Российским библейским обществом. Если книга приобретается для себя с целью изучения библии (как предварительное ознакомление с сюжетами, чтобы легче было потом читать текст оригинала) - надо выбрать более подробный вариант, желательно - со ссылками по главам на оригинал, чтобы можно было уточнять и сравнивать.


Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви».

  • «Не хлебом одним будет жить человек,
    но всяким словом, исходящим из уст Божиих

    Роль Священного Писания в жизни маленького христианина

    Изучение Библии – неотъемлемая часть жизни всякого православного человека. По преданию, Божия Матерь очень любила заниматься чтением Священных книг. Сам Христос заповедует всякому человеку внимать Его слову.

    Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви». Священное Предание, помимо текстов и письменных установлений, включает в себя церковную практику и традиции. И, пожалуй, самое важное в Священном Предании – невыразимый словами личный духовный опыт, переходящий из поколения в поколение. И потому одна из задач православных родителей – осуществление передачи этого духовного опыта своим чадам.

    Таким образом, Священное Писание есть зафиксированная часть жизни Святого Духа в Церкви. И потому оно представляет собой наиболее объективный способ личного общения человека с Богом, а начинаться оно должно с самого раннего возраста.

    «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»(). Всякая встреча с Библией – это доброе себя, брошенное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важном вопросе, потому как дадим ответ на Страшном Суде за вверенное нам. А значит, эти семена мы обязаны стараться засевать добросовестно. Господь же Сам взрастит плоды, дабы сбылось Его обетование о тех временах, когда «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» ().

    Знакомство ребёнка с Библией: первые шаги

    Прежде всего, нельзя не сказать об особой роли Евангелия в Священном Писании. Новозаветные книги завершают Божественное Откровение, приводят его к своей полноте. Евангелие повествует об Иисусе Христе, Чья жизнь должна стать для нас примером для подражания, и указывает на любовь как основу устраиваемого Христом Царствия Божия. Чтобы подчеркнуть значимость Нового Завета, очень хорошо подарить каждому ребёнку собственный экземпляр Евангелия с яркими картинками и в хорошем переплёте, а его ежедневное чтение сделать благочестивой семейной традицией.

    При рассмотрении вопроса детского чтения следует определиться с возрастными рамками и методикой.

    Итак, когда же необходимо начинать чтение ребёнку священных текстов? Данная проблема не представляет сложности по причине того, что никаких возрастных рамок просто-напросто нет! Само Евангелие показывает нам, что всякий человек является таковым уже во чреве матери: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее.» (). Младенец Иоанн Предтеча, носимый праведной Елизаветой, являет нам способность Бога действовать на каждого, даже очень маленького человека.

    Нужно помнить, что личная встреча с Господом в какой-то момент случается у всех, кто стремится к небу. Непременно произойдёт она и у ребёнка, но как и когда – во многом зависит от матери.

    Всё, что происходит с мамой, происходит и с её младенцем, пока он во чреве. Они тесно связаны в этот период, но будут иметь тесную связь и впоследствии. Маленький человек, пусть неосознанно, впитывает любую информацию о мире, а основным источником этой информации становится самое близкое, что есть у него в этом мире – его мама. Именно по этой причине для матери особенно важно регулярное чтение Священного Писания – так, таинственными путями материнской любви, она сможет передать ребенку часть личного познавательного опыта.

    Что касается вопроса чтения Священного Писания уже относительно сознательным детям, трудно определить универсальные возрастные критерии – всё зависит от индивидуальных особенностей. Однако в целом маленькие детки, живущие миром сказок, наиболее восприимчивы к притчам и различным наглядным образам из Евангелия. Так, хорошим примером может служить образ доброго пастыря, символизирующий Христа уже с Ветхозаветных времён: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (). Можно вспомнить и Давида, который тоже был пастушком и охранял овечек от злых львов.

    Наглядность изучения

    Известный педагог XIX века К. Д. Ушинский отмечал необходимость дополнения повествования картинками: «Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти».

    Человек воспринимает окружающую действительность через органы чувств. Дидактика учит нас тому, что знакомство с новыми объектами формирует у ребёнка определённое понятие, состоящее из комплекса полученной информации. При этом органы чувств пропускают различный её объём и, соответственно, обладают различной ценностью в познании мира. Образно говоря, в одном отрезке времени на условную единицу слуховой информации приходится десять единиц осязательной и сто единиц зрительной. Следовательно, более 80% информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. Данный факт свидетельствует об исключительной важности наглядного представления изучаемого материала. Если же задействовать все органы чувств, то эффективность будет максимальной ввиду общей взаимосвязи и системного мышления человека.

    Большое значение имеют используемые иллюстрации. Это связано с тем, что отражённые художником библейские образы останутся с юным читателем вместе на всю жизнь. В качестве положительной рекомендации можно использовать известную «Детскую Библию».

    «Детская Библия» Борислава Араповича и Веры Маттелмяки.

    Повествование в данной книге адаптировано для самых маленьких. Однако в конце каждого отрывка помещены ссылки на пересказываемый текст Священного Писания, что даёт возможность использовать смешанный подход к изучению.

    Примечательно, что «Детская Библия», хотя и была изначально предназначена для детей, обрела некоторую популярность среди взрослых. Потому со второго издания в неё были помещены дополнения, ориентированные на зрелых читателей. Эти дополнения будут полезны самим родителям для более глубокого понимания значения изучаемого текста. Едва ли не самое важное в «Детской Библии» – удивительно красочные иллюстрации, сопровождающие каждый отрывок чтения.

    Помимо этого, для более старшего возраста в конце книги расположены географические карты и фотографии мест библейских событий, что делает её не только красочным, но и методически полезным инструментом для изучения Священной Истории.

    Гравюры французского художника Гюстава Доре

    Разбирая важную роль наглядного представления в изучении Священного Писания, нельзя не упомянуть известные гравюры французского художника Гюстава Доре (1832-1883). В течение своей жизни художник изобразил сотни прекрасных иллюстраций, описывающих библейские сюжеты. Его труд по праву можно считать классической художественной интерпретацией Библии.

    Для детей более старшего возраста (от 10ти лет) работы Гюстава Доре могут быть отличным дополнением к регулярным чтениям. Реалистичный стиль картин делает страницы Библии живыми, читатель словно переживает описанные события, а библейские герои выглядят неподдельно правдоподобно. Несмотря на то, что при жизни Гюстав Доре был подвергнут критике, созданные им иллюстрации прошли испытание временем и по сей день ценятся как яркое отображение библейской истории.

    Притчи и образы

    Один священник рассказывал, что на вопрос ребёнка о том, что ему делать, если потеряется, он ответил:

    – Стой и молись, а я тебя найду.

    При знакомстве с притчей о потерянной овце ребёнок смог ощутить её как свой собственный опыт. Аналогии необходимы во всяком возрасте – они служат инструментом, показывающим актуальность Библейских сказаний для всякого человека и всякого времени.

    Когда ребёнок теряет собственные игрушки, он огорчается и плачет. Данный опыт можно использовать, чтобы показать печаль Бога о всякой потерянной человеческой душе.

    Подрастающему ребёнку полезно рассказывать притчи. Притча о сеятеле по аналогии показывает, что как в природе совершается зарождение жизни, так и добрые качества зарождаются в человеческой душе.

    Притча о работниках в винограднике обращается к чувству справедливости, которое очень развито у детей. Она является очень сложной и, в то же время, очень полезной в виду того, что очень трудно объяснить равную награду, полученную работниками.

    Очень многогранна притча о блудном сыне. В младшем возрасте её можно объяснять таким образом, что блудный сын есть тот, кто потерялся и не может найти дорогу домой. Это обращает ребёнка к личному опыту, когда он сам терялся и не мог найти маму. Несмотря на некоторую неточность толкования, такой смысл будет наиболее доступен для ребёнка.

    С определённого возраста начнут появляться вопросы и сам процесс перейдёт на новую стадию – от простого благоговейного внимания к обсуждению прочитанного. Здесь возникает второй вопрос: каким образом знакомить детей со Священной историей?

    Для тех, кто постарше

    Уже упомянутый нами К. Д. Ушинский давал следующие рекомендации. Сама церковная жизнь располагает нас к изучению Писания и в том числе через церковные праздники. Богослужение соединяется с рассказом матери и радостным чувством – всё это оживляет в детском воображении древние исторические события.

    При этом, повествование лучше разделить на два этапа. На первом этапе ребёнка знакомят с основными моментами произошедшего события, на втором к ним добавляют второстепенные черты. Данный метод позволяет избегать ситуации, когда из долгого рассказа ребёнок выносит мелочи и не замечает основного. Разумеется, что при совместном чтении имеют важность наглядность повествования, обратная связь через вопросы, осмысление прочитанного и регулярность занятий.

    Чтения следует проводить таким образом, чтобы детям они не были в тягость. Как отмечает Н.Е. Пестов (приводя рекомендации Ушинского), допустимо заниматься каким-либо рукоделием – рисованием, оригами, вышиванием или чем-то другим. Но недопустимы суетливое отношение или напряжённая обстановка. Мы должны помнить, что мы ставим себе целью привить детям любовь чтению Слова Божия, показать им, что Оно есть основной жизненный компас и средство общения с Богом. Для этого мы должны сами доверять Ему и полагаться на Него, вверяя себя и свои труды.

    На пороге школьного возраста…

    Как уже говорилось выше, для детского возраста предпочтительнее всего знакомство со Священным Писанием в виде истории, адаптированной для детского возраста. Классическим представителем подобной формы изучения можно считать Детскую Библию, адаптированную Бориславом Араповичем и Верой Маттелмяки. В настоящее время издано множество других книг для знакомства детей со Священной Историей, при подборе которых лучше всего ориентироваться на авторов и издательства, благословлённые Православной Церковью.

    Однако, при неизменной опоре на адаптированные издания, к моменту младшего школьного возраста подход к изучению Священного Писания должен претерпевать некоторые изменения.

    При разборе Священной истории полезно научиться задавать такие вопросы, которые учат подростка размышлять. Например, почему Бог не принял жертву Каина? Стоит рассказать о необходимости благоговейного отношения ко всякому делу общения с Богом: Таинствам, молитве и посещении храма.

    Изучая историю битвы с амаликитянами (), полезно обратить внимание на то, что успех всякой человеческой деятельности зависит от Бога – и потому нужно обращаться к Нему за благословением перед всяким важным делом.

    Возвращаясь к притче о блудном сыне, стоит отметить, что человек в течение жизни часто попадает в положение блудного сына. И вполне возможно даже в продолжение дня не единожды отойти от Отца через собственные согрешения.

    Детям младшего школьного возраста полезно рекомендовать к прочтению книги, воспитывающие понятие о праведности. Такие святые отцы как Игнатий Брянчанинов, Феодосий Оптинский, Феофан Затворник в юном возрасте очень любили читать жития христианских подвижников. Впоследствии они отмечали, что прочитанное глубоко запало к ним в душу и оставило след на всю последующую жизнь. Например, Игнатий Брянчанинов напишет в своих записках, обращаясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Макарии пленили мою душу». Знакомство с жизнью святых подвижников в раннем возрасте оградило будущего святителя от соблазнов юности и направило на иноческий путь служения Богу.

    Тактильная память

    У дошкольников и младших школьников одинаково развиты все три канала восприятия мира: слуховой, зрительный и тактильный. При этом, быстрота написания почти всегда соответствует скорости мышления ребёнка, что позволяет обдумывать информацию в процессе её написания. Кроме того, создаётся целостная картина, надёжно запечатлевающаяся в его памяти – моторная память достаточно надёжна и долговечна.

    Этап раннего школьного возраста можно считать переходным – родители, хотя и не отказываясь от изучения Священного Писания в адаптированной форме, могут включать в него оригинальные цитаты из синодального перевода. Можно завести тетрадку, в которую выписывать по одной основной цитате от каждого чтения.

    Подростковый возраст

    С какого-то момента, определить который предстоит индивидуально каждому родителю, чтение Библии должно перейти на принципиально новый уровень. Всё больше и заметнее становится переход от восприятия в форме сказки к аналогиям и построению связи Священной истории с современной жизнью. В среднем и старшем школьном возрасте акцент переходит от передачи знаний к построению отношений во Христе. Становится необходимым перенос Евангелия в нашу повседневную жизнь и отражение его актуальности в современных условиях. Благая весть не должна оставаться сказкой, но должна превратиться в верного спутника жизни для молодого христианина.

    Подростковый возраст, в силу его протестного духа, нуждается в историях, выделяющих личности. Подростку нужно рассказывать о личностях, о тех людях, которые вошли в священные книги, чтобы стать частью нашей жизни. Каждый персонаж Священного Писания прошёл определённый путь, сделавший его легендарной личностью. На данном этапе очень важно показать, что при всякой гениальности человек всё-таки нуждается в помощи Творца и не способен достичь святости своими силами. При этом Господь помогает всякому, желающему расти.

    С подростками Библию читать лучше всего в славянском переводе. Хорошей практикой является обязательное еженедельное чтение в субботу вечером – разбор отрывка Евангелия, читаемого на воскресном богослужении. Подкованные родители также могут разбирать с детьми отрывки Ветхого Завета накануне чтения соответствующих паремий.

    Методическая база

    Самое главное для преподающего Библию, вне зависимости от того родитель он или учитель, это собственное живое восприятия Божьего Слова. Подросток должен видеть вашу искренность в переживании Священных текстов и это будет самой главной опорой для любой методики.

    Перевод для чтения в подростковом возрасте лучше всего использовать синодальный. Если вы изучаете Библию через разбор зачал или глав, очень полезно будет после чтения синодального перевода прочитывать тот же отрывок на церковнославянском языке (елизаветинская библия). Таким образом вы постепенно научите подростка понимать богослужебный язык.

    В этом возрасте становится необходим тщательный подбор толкования на Ветхий и Новый Завет. Родителю понадобится предварительная подготовка к чтению. Можно порекомендовать толкования на Евангелие святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского. Последнего, в случае отсутствия времени, можно просто зачитывать – труд Феофилакта Болгарского записан очень простым языком. Для преподавания рекомендуется использовать «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева) – классическое учебное пособие студентов духовных школ.

    К Ветхому Завету могут быть полезны толкования преподобного Ефрема Сирина. Ведущим методическим пособиям по всей Библии является «Толковая Библия» А.П. Лопухина. Более простое изложение представлено в «Библейской истории» митрополита Вениамина (Пушкаря).

    Фундаментальным сборником святоотеческих толкований является 27-томная серия «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков» в редакции Константин Гаврилкина и Сергей Козина.

    Перевод Псалтыри С. С. Аверинцева

    Разбудить интерес подростка к Псалтыри можно совмещением чтения на церковнославянском языке с чтением поэтического перевода, созданного Сергеем Сергеевичем Аверинцевым.

    Почему именно этот перевод? Дело в том, что дело интерпретации священного текста требует не только богословской эрудиции, но и сильного внутреннего духовного чувства. Псалмы Давида наполнены сильными религиозными переживаниями – и каждое слово в псалмах было сказано перед лицом Живого Господа. Сергей Сергеевич Аверинцев, будучи талантливым филологом и библеистом, подошёл к делу перевода Псалтыри подошёл с чрезвычайной ответственностью. Он смог, пронеся священный смысл псалмов через языковой барьер и трудности поэтического изложения, сохранить их духовную наполненность, сделав доступными для понимания русского человека.

    Для многих людей (и тем более подростков) препятствия перед познанием глубокого внутреннего духовного переживания в псалмах оказываются непреодолимыми в силу культурных различий современной литературы и священного текста. И потому, через вдохновлённого и талантливого человека делается шаг навстречу тем, кто хочет прикоснуться к древней духовной поэзии.

    Заключение

    Неся Слово Божие подросткам, следует помнить, что примерно с семи лет ребёнок призывается к Таинству Покаяния. В отрочестве маленький человек уже способен принять Иисуса Христа, принять Его Жертву и завет, заключённый с людьми.

    Важно понимать, что в Библии понятие «научиться» подразумевало беспрестанное исследование Священного Писания с последующим применением полученного опыта в реальной жизни, стремясь к путеводительству Святого Духа. Необходимо помочь подростку это осознать.

    Подростковый возраст подразумевает некоторые психологические особенности. Человек в этом возрасте, живя в настоящем, устремляет свой взор в будущее, готовя себя к взрослой жизни. Ярко выражаются стремления к самопознанию, самовыражению и самоутверждению – всё это является закономерным процессом развития и может быть реализовано в душеспасительной форме.

    В подростковом периоде человек остро нуждается в близком общении с людьми, проявляющими к нему любовь. Через это им удовлетворяются психологические потребности.

    1. Поднятие самооценки. Практически каждый подросток ощущает собственную неполноценность в какой-либо области жизни. Необходимо помочь ему осознать собственную нужность вам, Богу и Его Церкви.
    2. Чувство нужности. Один из церковных приходов проводил опрос, по результатом которого стало ясно, что молодые люди ищут в воскресной школе, прежде всего, друзей. Для детей переходного возраста важно чувствовать принадлежность к определённой группе и очень хорошо, если такой группой является христианское содружество.
    3. Общение с противоположным полом. Одна из важных проблем подросткового периода – сложность правильного выстраивания отношений с противоположным полом. Приобрести такой навык в домашних стенах достаточно сложно, однако, церковные собрания призваны научить молодых людей правильному общению между собой.
    4. Социальная адаптация. Каждый подросток задаётся вопросами о собственной важности для общества и личных целях в нём. Знакомясь с Библией и православным вероучением, молодой человек получает возможность найти ответы на некоторые личные вопросы.

    Вышеуказанные факторы говорят в пользу того, что, несмотря на важность домашнего изучения Библии вместе с родителями, с переходным возрастным этапом появляется значительная потребность в контакте со сверстниками в православном подростковом обществе.