М пляцковский урок дружбы читать. Непосредственно-образовательная деятельность по чтению художественной литературы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Повторить малые жанры фольклора, авторские сказки; учить различать малые жанры фольклора, народные и литературные (авторские) сказки; учить слушать и читать произведение, выделять его жанровые особенности.
Виды деятельности
-
Читать вслух со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; использовать различные виды чтения; сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности; моделировать обложку книги; составлять план произведения под руководством учителя; пересказывать произведение по плану.
Ключевые понятия
-
Литературная (авторская) сказка, тема, автор, фольклор, пересказ, пословица
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Этап 1. Выявление читательского опыта: актуализация имеющихся знаний о жанрах фольклора | – Чтение представленных произведений и определение их жанра (использованные тексты взяты из учебной хрестоматии для слушания «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» автор Л. А. Ефросинина). Беседа. Возможные вопросы. – Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом в нашем учебнике «Читаем сказки, пословицы, считалки». Давайте вспомним жанры фольклора, с которыми мы уже встречались на страницах нашего учебника; – на экране последовательно появляется текст, ученики определяют жанр: считалка; загадка (снег); пословица; считалка. |
2 | Этап 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой | – Давайте ещё раз вспомним жанры фольклора и заполним схему. Самым последним открывается «окошко» со сказкой. – Ребята, на жанр сказки, как вы уже знаете, обращали внимание и писатели. И часто создавали свои произведения в этом жанре. Вспомните и приведите примеры сказок в соответствии со схемой. |
3 | Этап 3. Выявление читательского опыта: работа со схемой | – Повторение изученных народных и литературных (авторских) сказок (дети работают с учебником и учебной хрестоматией при её наличии). |
4 | Этап 4. Обогащение читательского опыта: моделирование | – Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»; – моделирование обложки. |
5 | Этап 5. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Выполнение заданий в учебнике. Дополнительное задание: «Прочитай отрывок и выдели ответ на вопрос: Какой же урок дружбы получил Чик?»; – работа с пословицей. |
6 | Этап 6. Обогащение читательского опыта: составление плана | – Перечитывание сказки, восстановление правильной последовательности частей. |
7 | Этап 7. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Слушание сказки (читает учитель); – моделирование обложки; – беседа и выполнение заданий в учебнике; – чтение по абзацам. |
8 | Этап 8. Обогащение читательского опыта: интерактивное задание | |
9 | Этап 9. Обобщение изученного: сравнение моделей | – Ребята, давайте ещё раз вернёмся к моделям, которые вы сегодня изготавливали. Положите их перед собой. Сравните их. Что у них общего? Чем они отличаются? |
10 | Этап 10. Обобщение изученного: интерактивное задание | – Дополните предложения. (Педагогу необходимо добиваться, чтобы каждый ребёнок ориентировался в учебнике и находил нужную информацию.) |
11 | Этап 11. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Воспользовавшись памяткой № 5, подготовить пересказ одного произведения на выбор; – раскрасить понравившегося героя. |
Поучительная короткая история про то, что не надо быть жадным. Воробей Чик получил коробку пшена и не поделился с другом. Однако друг Чирик, найдя несколько зерен, сразу понес лакомство приятелю. Тем самым показав, как должен поступать настоящий друг!
Урок дружбы читать
Жили два воробья - Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек все же просыпалось на землю.
Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
Не надо… Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и клюй!
Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
Ты, наверно, прав, - ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его.
Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы…
Подтвердить оценку
Оценка: 5 / 5. Количестов оценок: 106
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Отправить
Спасибо за отзыв!
Прочитано 4573 раз(а)
Другие сказки Пляцковского
-
Длинная шея — Пляцковский М.С.
Короткая история о том, как поросенок предложил жирафу поменяться шеями. Однако жираф не захотел меняться — такая замечательная шея нужна самому! Длинная шея читать - Давай меняться шеями! - предложил поросёнок Кнопка жирафу Долговязику. - …
-
Эй, ты! — Пляцковский М.С.
Смешная история о попугае, который дразнился и всех задирал. Но однажды ему подарили большое зеркало и он начал дразнить сам себя:) Эй, ты! читать Никто из зверей не хотел проходить мимо домика, в котором жил …
-
Трудное задание — Пляцковский М.С.
История о том, как слоненок Лус получил интересное задание — сфотографировать солнце! У него не сразу получилось сделать хорошие кадры — пленка все время засвечивалась. Но он нашел прекрасное решение! Трудное задание читать В день …
-
Как две лисы нору делили — Пляцковский М.С.
Короткая сказка о двух лисах, которые делили нору. Но оказалось, что это не нора, а берлога медведя! Как две лисы нору делили читать Нашла лиса Хитроглазка нору. Большую, просторную. Нашла, обрадовалась и объявление повесила: ПОСТОРОННИМ …
-
Повесть о Бенджамине Банни — Поттер Б.
Однажды кролик Бенджамин Банни со своим двоюродным братом кроликом Питером залезли в огород к мистеру Мак-Грегору. Им надо было вернуть курточку и башмачки, которые Питер там потерял, когда спасался от погони. Повесть о Бенджамине Банни …
-
О Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке — Мамин-Сибиряк Д.Н.
Притча из серии Алёнушкины сказки учит читателя быть сдержанным и не хвастаться. Главные герои сказки Молочко и Каша постоянно ссорились и спорили между собой, за что и были наказаны – съедены котишкой Муркой… О Молочке, …
Мафин печёт пирог
Хогарт Энн
Однажды ослик Мафин решил испечь вкусный пирог точно по рецепту из кулинарной книги, но в приготовление вмешались все его друзья, каждый добавил что-то своего. В итоге, ослик решил даже не пробовать пирог. Мафин печет пирог …
Мафин недоволен своим хвостом
Хогарт Энн
Однажды ослику Мафину показалось, что у него очень некрасивый хвост. Он очень расстроился и друзья стали ему предлагать свои запасные хвосты. Он их примерил, но свой хвост оказался самым удобным. Мафин недоволен своим хвостом читать …
Мафин ищет клад
Хогарт Энн
История про то, как ослик Мафин нашел бумажку с планом, где спрятан клад. Он очень обрадовался и решил сразу пойти на его поиски. Но тут пришли его друзья и тоже решили найти сокровища. Мафин ищет …
Мафин и его знаменитый кабачок
Хогарт Энн
Ослик Мафин решил вырастить большой кабачок и победить с ним на предстоящей выставке овощей и фруктов. Он ухаживал за растением все лето, поливал и укрывал от жаркого солнца. Но когда пришла пора ехать на выставку, …
Чарушин Е.И.
В рассказе описываются детеныши разных лесных зверей: волка, рыси, лисы и оленихи. Скоро они станут большими красавцами-зверями. А пока они играют и шалят, очаровательные, как любые малыши. Волчишко Жил в лесу волчишко с матерью. Ушла …
Кто как живет
Чарушин Е.И.
В рассказе описывается жизнь самых разных зверей и птиц: белки и зайца, лисицы и волка, льва и слона. Тетерка с тетеревятами Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят. А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не …
Рваное Ушко
Сетон-Томпсон
Рассказ про крольчиху Молли и ее сыночка, которого прозвали Рваное Ушко после нападения на него змеи. Мама учила его премудростям выживания в природе и ее уроки не прошли даром. Рваное ушко читать Рядом с опушкой …
Животные жарких и холодных стран
Чарушин Е.И.
Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре. Лев Берегитесь, зебры - полосатые лошади! Берегитесь, быстрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы! …
Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …
В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …
Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …
Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …
1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты
Дональд Биссет
Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …
2 - Три котёнка
Сутеев В.Г.
Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …
3 - Ёжик в тумане
Козлов С.Г.
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. “Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется”, – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы!
Урок дружбы
Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :
- Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домиком. – Чик, – сказала Чирика...
- Жил-был в старину один датский король. А как звали короля – никто теперь уже и не помнит. Сказывают только – была у того короля одна-единственная...
- С ветки на ветку, с крыши на землю – скок. – Чик-чирик! Чик-чирик!- С утра до вечера порхает воробышек. Веселый, неугомонный. Все ему, малому, нипочем....
- Жила мышка, и жила птичка. Потом они сговорились жить вместе. Вместе вырыли норку для хлебных запасов. Вырыли и стали стаскивать зернышки на зиму, чтобы зимою...
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни
словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе
ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда
ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл
эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю
Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну
разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и
ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить
пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не
поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от
подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!
Урок литературого чтения
Тема: М.С. Пляцковский «Урок дружбы».
Цели:
Ознакомить с произведением М.С. Пляцковского «Урок дружбы»;
- способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения;
- содействовать совершенствованию умений ориентироваться в тексте;
- создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы;
Развивать творческие способности;
- воспитывать чувства в з аимопомощи, дружеско е отношени е друг к другу.
Оборудование: учебник, карточки с частью пословиц, запись песни «Настоящий друг».
Ход урока
I .Организационный момент.
В школу мы пришли ( учиться ) ,
Не лениться, а ( трудиться ) .
Слуша ть все ( внимательно ) .
II . Актуализация.
1.Работа над загадкой:
Разгадайте загадку и вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке:
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...
(друг)
2. Ассоциативный куст «Друг»
Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «друг»?
(Помощь, доверие, преданность, взаимопонимание, верность).
В толковом словаре значение слова «друг» поясняется так:
Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.
4. Проверка домашнего задания.
Какой текст мы читали с вами на прошлом уроке? Назовите автора и название.
III .Ознакомление с темой и целями урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.Пляцковского. Название состоит из двух слов. Первое слово трактуется так:
* Учебное время, промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия - Урок
Значение второго слова таково:
* Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов – Дружба
Соединим два слова и получим название «Урок дружбы».
Как вы думаете, о чем пойдет речь в новом произведении? (ответы детей: об уроке,о дружбе, о правилах дружбы…)
IV . Восприятие нового учебного материала.
1.Первичное чтение сказки учителем. Беседа
- Понравилось произведение? Чем оно вам понравилось?
К какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите это (животные разговаривают) .
- Кто главные герои произведения? (воробьи Чик и Чирик)
- Как вы можете охарактеризовать героев? Какие они? (ответы детей)
Физминутка «Как живешь?»
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так !
2.Чтение сказки детьми. Беседа по содержанию прочитанного.
- А сейчас читаем сказку по цепочке
Ребята,в чем же заключается Урок дружбы» ?
- Кого можно считать настоящим другом и почему? ( Чирика. Он поделился с другом .)
- Чему учит эта сказка ? ( Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться .)
- Понял ли Чик свою ошибку ? ( Да, понял )
- Найдите в сказке слова, доказывающие это ( отрывок из текста : Взял Чик пять зернышек и сказал:
Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!
- А есть ли у вас в классе друзья? (ответы детей)
З а что вы называете другом (ответы детей)
- Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? (ответы детей)
3. Упражнение «Наведи порядок» (работа с деформированным текстом).
Им всегда хорошо вместе.
Сема и Слава – друзья.
Сема учит Славу играть в шашки.
Они всегда помогают друг другу.
Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?
4.Творческое задание (работа в парах).
- У вас на партах лежат окончания пословиц о дружбе. Прочитайте их внимательно. Я сейчас буду читать начало пословиц, а вы попробуйте догадаться, у какой пары ее продолжение :
(вначале дети в парах изучают пословицы, а затем учитель читает начало пословиц, а ее окончание и зачитывает та пара, у которой нашлось продолжение) .
Сам погибай, …а товарища выручай
Старый друг лучше … новых двух.
Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.
Один за всех, …все за одного.
Друзья познаются …в беде.
Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.
Один в поле …не воин.
Новых друзей наживай, …а старых не теряй!
На друга надейся, … а сам не плошай.
Надо пуд соли вместе съесть, …чтобы друга узнать.
Человек без друзей, …что дерево безкорней.
Легко друзей найти, …да трудно сохранить.
Дружба, что стекло: …сломаешь – не починишь.
5. Творческая работа «Дерево дружбы» (работа в группах).
Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти?
Я предлагаю вам открыть секреты дружбы, записав их на листочках (каждая группа записывает свое правило и крепит листочек на дерево).
*Не обзывай и не унижай друга.
*Помогай другу в беде.
*Не обманывай друга, будь с ним честным.
*Не предавай своего друга.
*Умей признать ошибки и помириться с другом.
*Умей уступить другу.
*Будь внимателен к своему другу.
Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
V . Итог
Наш сегодняшний разговор о дружбе окончен. Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.
- С каким произведением позна комились? ( «Урок дружбы» Михаила Пляцковского )
- Чему научились на примере героев сказки? (ответы детей)
VI . Домашнее задание: читать сказку, привести свой пример урока дружбы