М пляцковский урок дружбы читать. Непосредственно-образовательная деятельность по чтению художественной литературы

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    Повторить малые жанры фольклора, авторские сказки; учить различать малые жанры фольклора, народные и литературные (авторские) сказки; учить слушать и читать произведение, выделять его жанровые особенности.

Виды деятельности

    Читать вслух со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; использовать различные виды чтения; сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности; моделировать обложку книги; составлять план произведения под руководством учителя; пересказывать произведение по плану.

Ключевые понятия

    Литературная (авторская) сказка, тема, автор, фольклор, пересказ, пословица
Название этапа Методический комментарий
1 Этап 1. Выявление читательского опыта: актуализация имеющихся знаний о жанрах фольклора – Чтение представленных произведений и определение их жанра (использованные тексты взяты из учебной хрестоматии для слушания «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» автор Л. А. Ефросинина). Беседа. Возможные вопросы. – Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом в нашем учебнике «Читаем сказки, пословицы, считалки». Давайте вспомним жанры фольклора, с которыми мы уже встречались на страницах нашего учебника; – на экране последовательно появляется текст, ученики определяют жанр: считалка; загадка (снег); пословица; считалка.
2 Этап 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой – Давайте ещё раз вспомним жанры фольклора и заполним схему. Самым последним открывается «окошко» со сказкой. – Ребята, на жанр сказки, как вы уже знаете, обращали внимание и писатели. И часто создавали свои произведения в этом жанре. Вспомните и приведите примеры сказок в соответствии со схемой.
3 Этап 3. Выявление читательского опыта: работа со схемой – Повторение изученных народных и литературных (авторских) сказок (дети работают с учебником и учебной хрестоматией при её наличии).
4 Этап 4. Обогащение читательского опыта: моделирование – Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»; – моделирование обложки.
5 Этап 5. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Выполнение заданий в учебнике. Дополнительное задание: «Прочитай отрывок и выдели ответ на вопрос: Какой же урок дружбы получил Чик?»; – работа с пословицей.
6 Этап 6. Обогащение читательского опыта: составление плана – Перечитывание сказки, восстановление правильной последовательности частей.
7 Этап 7. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Слушание сказки (читает учитель); – моделирование обложки; – беседа и выполнение заданий в учебнике; – чтение по абзацам.
8 Этап 8. Обогащение читательского опыта: интерактивное задание
9 Этап 9. Обобщение изученного: сравнение моделей – Ребята, давайте ещё раз вернёмся к моделям, которые вы сегодня изготавливали. Положите их перед собой. Сравните их. Что у них общего? Чем они отличаются?
10 Этап 10. Обобщение изученного: интерактивное задание – Дополните предложения. (Педагогу необходимо добиваться, чтобы каждый ребёнок ориентировался в учебнике и находил нужную информацию.)
11 Этап 11. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Воспользовавшись памяткой № 5, подготовить пересказ одного произведения на выбор; – раскрасить понравившегося героя.

Поучительная короткая история про то, что не надо быть жадным. Воробей Чик получил коробку пшена и не поделился с другом. Однако друг Чирик, найдя несколько зерен, сразу понес лакомство приятелю. Тем самым показав, как должен поступать настоящий друг!

Урок дружбы читать

Жили два воробья - Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.


«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек все же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.


Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

Не надо… Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и клюй!

Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его.

Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы…

Опубликовано: Мишкой 28.06.2018 12:37 24.05.2019

Подтвердить оценку

Оценка: 5 / 5. Количестов оценок: 106

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 4573 раз(а)

Другие сказки Пляцковского

  • Длинная шея — Пляцковский М.С.

    Короткая история о том, как поросенок предложил жирафу поменяться шеями. Однако жираф не захотел меняться — такая замечательная шея нужна самому! Длинная шея читать - Давай меняться шеями! - предложил поросёнок Кнопка жирафу Долговязику. - …

  • Эй, ты! — Пляцковский М.С.

    Смешная история о попугае, который дразнился и всех задирал. Но однажды ему подарили большое зеркало и он начал дразнить сам себя:) Эй, ты! читать Никто из зверей не хотел проходить мимо домика, в котором жил …

  • Трудное задание — Пляцковский М.С.

    История о том, как слоненок Лус получил интересное задание — сфотографировать солнце! У него не сразу получилось сделать хорошие кадры — пленка все время засвечивалась. Но он нашел прекрасное решение! Трудное задание читать В день …

    • Как две лисы нору делили — Пляцковский М.С.

      Короткая сказка о двух лисах, которые делили нору. Но оказалось, что это не нора, а берлога медведя! Как две лисы нору делили читать Нашла лиса Хитроглазка нору. Большую, простор­ную. Нашла, обрадовалась и объявление повесила: ПОСТОРОННИМ …

    • Повесть о Бенджамине Банни — Поттер Б.

      Однажды кролик Бенджамин Банни со своим двоюродным братом кроликом Питером залезли в огород к мистеру Мак-Грегору. Им надо было вернуть курточку и башмачки, которые Питер там потерял, когда спасался от погони. Повесть о Бенджамине Банни …

    • О Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке — Мамин-Сибиряк Д.Н.

      Притча из серии Алёнушкины сказки учит читателя быть сдержанным и не хвастаться. Главные герои сказки Молочко и Каша постоянно ссорились и спорили между собой, за что и были наказаны – съедены котишкой Муркой… О Молочке, …

    Мафин печёт пирог

    Хогарт Энн

    Однажды ослик Мафин решил испечь вкусный пирог точно по рецепту из кулинарной книги, но в приготовление вмешались все его друзья, каждый добавил что-то своего. В итоге, ослик решил даже не пробовать пирог. Мафин печет пирог …

    Мафин недоволен своим хвостом

    Хогарт Энн

    Однажды ослику Мафину показалось, что у него очень некрасивый хвост. Он очень расстроился и друзья стали ему предлагать свои запасные хвосты. Он их примерил, но свой хвост оказался самым удобным. Мафин недоволен своим хвостом читать …

    Мафин ищет клад

    Хогарт Энн

    История про то, как ослик Мафин нашел бумажку с планом, где спрятан клад. Он очень обрадовался и решил сразу пойти на его поиски. Но тут пришли его друзья и тоже решили найти сокровища. Мафин ищет …

    Мафин и его знаменитый кабачок

    Хогарт Энн

    Ослик Мафин решил вырастить большой кабачок и победить с ним на предстоящей выставке овощей и фруктов. Он ухаживал за растением все лето, поливал и укрывал от жаркого солнца. Но когда пришла пора ехать на выставку, …

    Чарушин Е.И.

    В рассказе описываются детеныши разных лесных зверей: волка, рыси, лисы и оленихи. Скоро они станут большими красавцами-зверями. А пока они играют и шалят, очаровательные, как любые малыши. Волчишко Жил в лесу волчишко с матерью. Ушла …

    Кто как живет

    Чарушин Е.И.

    В рассказе описывается жизнь самых разных зверей и птиц: белки и зайца, лисицы и волка, льва и слона. Тетерка с тетеревятами Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят. А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не …

    Рваное Ушко

    Сетон-Томпсон

    Рассказ про крольчиху Молли и ее сыночка, которого прозвали Рваное Ушко после нападения на него змеи. Мама учила его премудростям выживания в природе и ее уроки не прошли даром. Рваное ушко читать Рядом с опушкой …

    Животные жарких и холодных стран

    Чарушин Е.И.

    Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре. Лев Берегитесь, зебры - полосатые лошади! Берегитесь, бы­стрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы! …

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це­лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска­зал своему приятелю. “Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется”, – подумал он. Так и склевал все зерныш­ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зер­нышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик ак­куратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зерны­шек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться кры­лышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це­лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы!

Урок дружбы

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домиком. – Чик, – сказала Чирика...
  2. Жил-был в старину один датский король. А как звали короля – никто теперь уже и не помнит. Сказывают только – была у того короля одна-единственная...
  3. С ветки на ветку, с крыши на землю – скок. – Чик-чирик! Чик-чирик!- С утра до вечера порхает воробышек. Веселый, неугомонный. Все ему, малому, нипочем....
  4. Жила мышка, и жила птичка. Потом они сговорились жить вместе. Вместе вырыли норку для хлебных запасов. Вырыли и стали стаскивать зернышки на зиму, чтобы зимою...

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

Урок литературого чтения

Тема: М.С. Пляцковский «Урок дружбы».

Цели:

Ознакомить с произведением М.С. Пляцковского «Урок дружбы»;

- способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения;

- содействовать совершенствованию умений ориентироваться в тексте;

- создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы;

Развивать творческие способности;

- воспитывать чувства в з аимопомощи, дружеско е отношени е друг к другу.

Оборудование: учебник, карточки с частью пословиц, запись песни «Настоящий друг».

Ход урока

I .Организационный момент.

В школу мы пришли ( учиться ) ,

Не лениться, а ( трудиться ) .

Слуша ть все ( внимательно ) .

II . Актуализация.

1.Работа над загадкой:

Разгадайте загадку и вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке:

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)

2. Ассоциативный куст «Друг»

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «друг»?

(Помощь, доверие, преданность, взаимопонимание, верность).

В толковом словаре значение слова «друг» поясняется так:

Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.

4. Проверка домашнего задания.

Какой текст мы читали с вами на прошлом уроке? Назовите автора и название.

III .Ознакомление с темой и целями урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.Пляцковского. Название состоит из двух слов. Первое слово трактуется так:

* Учебное время, промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия - Урок

Значение второго слова таково:

* Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов Дружба

Соединим два слова и получим название «Урок дружбы».

Как вы думаете, о чем пойдет речь в новом произведении? (ответы детей: об уроке,о дружбе, о правилах дружбы…)

IV . Восприятие нового учебного материала.

1.Первичное чтение сказки учителем. Беседа

- Понравилось произведение? Чем оно вам понравилось?

К какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите это (животные разговаривают) .

- Кто главные герои произведения? (воробьи Чик и Чирик)

- Как вы можете охарактеризовать героев? Какие они? (ответы детей)

Физминутка «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так !

2.Чтение сказки детьми. Беседа по содержанию прочитанного.

- А сейчас читаем сказку по цепочке

Ребята,в чем же заключается Урок дружбы» ?

- Кого можно считать настоящим другом и почему? ( Чирика. Он поделился с другом .)

- Чему учит эта сказка ? ( Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться .)

- Понял ли Чик свою ошибку ? ( Да, понял )

- Найдите в сказке слова, доказывающие это ( отрывок из текста : Взял Чик пять зернышек и сказал:

Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!

- А есть ли у вас в классе друзья? (ответы детей)

З а что вы называете другом (ответы детей)

- Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? (ответы детей)

3. Упражнение «Наведи порядок» (работа с деформированным текстом).

Им всегда хорошо вместе.

Сема и Слава – друзья.

Сема учит Славу играть в шашки.

Они всегда помогают друг другу.

Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?

4.Творческое задание (работа в парах).

- У вас на партах лежат окончания пословиц о дружбе. Прочитайте их внимательно. Я сейчас буду читать начало пословиц, а вы попробуйте догадаться, у какой пары ее продолжение :

(вначале дети в парах изучают пословицы, а затем учитель читает начало пословиц, а ее окончание и зачитывает та пара, у которой нашлось продолжение) .

Сам погибай, …а товарища выручай

Старый друг лучше … новых двух.

Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.

Один за всех, …все за одного.

Друзья познаются …в беде.

Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.

Один в поле …не воин.

Новых друзей наживай, …а старых не теряй!

На друга надейся, … а сам не плошай.

Надо пуд соли вместе съесть, …чтобы друга узнать.

Человек без друзей, …что дерево безкорней.

Легко друзей найти, …да трудно сохранить.

Дружба, что стекло: …сломаешь – не починишь.

5. Творческая работа «Дерево дружбы» (работа в группах).

Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти?

Я предлагаю вам открыть секреты дружбы, записав их на листочках (каждая группа записывает свое правило и крепит листочек на дерево).

*Не обзывай и не унижай друга.

*Помогай другу в беде.

*Не обманывай друга, будь с ним честным.

*Не предавай своего друга.

*Умей признать ошибки и помириться с другом.

*Умей уступить другу.

*Будь внимателен к своему другу.

Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

V . Итог

Наш сегодняшний разговор о дружбе окончен. Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.

- С каким произведением позна комились? ( «Урок дружбы» Михаила Пляцковского )

- Чему научились на примере героев сказки? (ответы детей)

VI . Домашнее задание: читать сказку, привести свой пример урока дружбы