Консультация для педагогов доу по экологическому воспитанию. Консультация для педагогов: «Юные экологи

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Экологическое воспитание дошкольников на занятиях

(все возрастные группы)

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину», Так писал русский писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к родине, привязанность к тому месту, где живешь.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

  1. Занятия, как специально организованная форма обучения.
  2. Совместная деятельность педагога и детей.
  3. Самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.

1. Специально организованное обучение, это: Экскурсии, занятия.

® наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).

® Изодеятельность экологической тематики.

« Ознакомление с трудом взрослых в природе.

® Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.

  • Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).
  • Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).
  • Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

2. Совместная деятельность педагога и детей:

  • Диагностика экологической воспитанности детей,
  • Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.

® Целевые прогулки в природу.

© Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

® Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.

© Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

® Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..

  • Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.

@ Опыты, поисковая деятельность.

® Труд в уголке природы и на участке.

® Просмотр диафильмов, видеофильмов.

  • Работа с моделями.

® Ведение календарей природы, дневников наблюдений.

® Различные виды изодеятельности на экологические темы.

® Создание книг - самоделок.

® Экологические досуги и праздники.

3. Самостоятельная деятельность детей:

Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.

Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных рассказов и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.

Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.

Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.

Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.

В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.

В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.

Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свом> точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.

Литература:

  1. Программа экологического образования детей «Мы».
  2. С.Н. Николаева «Юный эколог»
  3. В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».
  4. Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников,
  5. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./е.»
  6. Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
  7. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по

экологии».


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Экологическое воспитание дошкольников на занятиях

(все возрастные группы)

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

    Занятия, как специально организованная форма обучения.

    Совместная деятельность педагога и детей.

    Самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.

1.Специально организованное обучение, это:

    Экскурсии, занятия.

    Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).

    Изодеятельность экологической тематики.

    Ознакомление с трудом взрослых в природе.

    Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.

    Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).

    Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).

    Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

2. Совместная деятельность педагога и детей:

    Диагностика экологической воспитанности детей,

    Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.

    Целевые прогулки в природу.

    Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

    Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.

    Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

    Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..

    Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.

    Опыты, поисковая деятельность.

    Труд в уголке природы и на участке.

    Просмотр диафильмов, видеофильмов.

    Работа с моделями.

    Ведение календарей природы, дневников наблюдений.

    Различные виды изодеятельности на экологические темы.

    Создание книг - самоделок.

    Экологические досуги и праздники.

3. Самостоятельная деятельность детей:

Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.

Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.

Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.

Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.

В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.

В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.

Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свом точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.

Литература:

    Программа экологического образования детей «Мы».

    С.Н. Николаева «Юный эколог»

    В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».

    Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников,

    А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./е.»

    Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».

    В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».

Ирина Шумская
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»

В наше время очень остро встала проблема . В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой : с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании .

Мой педагогический опыт показывает что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача ваша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Я уверенна, что очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял : человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. Моё педагогическое направление – «Сохраним родную природу» . "Природа и художник». Учитывая особенности дошкольного возраста я рекомендую учитывать дидактические принципы :

Системность;

Наглядность;

Доступность;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Основные экологические представления дети получают на занятиях, которые можно проводить в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Именно на занятиях дети получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей. Но исследования показали, что настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой. К. Д. Ушинский говорил : «. что день, проведенный ребенком среди рощ и полей. заменяет много недель на учебной скамье». Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место занимает наблюдение. Почему? Во - первых, наблюдение - метод чувственного познания природы. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Во-вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. В-третьих - наблюдение способствует воспитанию любознательности , наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе. В-четвертых наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка : поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать.

Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении , на участке детского сада и в ближайшем окружении, позволяет организовывать разнообразные наблюдения. Каждый раз нужно продумывать форму, содержание, методы проведения наблюдений. Ведь наша цель – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. И тогда наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей , в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно – образовательной задачи, а умственные усилия детей – на полноценнее восприятие объекта , на поиск и получение нужной информации. Так как осмысленное восприятие предметов зарождается рано, то недостаточные знания и опыт маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Для успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств и форм восприятия - зрительного , слухового, обонятельного, тактильного, кинестетического в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.

Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, - это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно, при систематической работе педагога с детьми, принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что в процессе наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.

Я. А. Коменский видел в окружающей природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения. Такие наблюдения следует проводить непосредственно в своей группе, в природном уголке. В группе должен быть создан природный уголок, в котором должны быть определённые растения соответствующие данному возрасту, его обитателями, а так же должно быть оборудование в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. Ухаживая и наблюдая за обитателями уголка природы, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку, воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни. Дошкольники начинают понимать , что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда «станут большими» , а сегодня, сейчас.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений и животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - является целью экологического образования дошкольников .

Для полноценного решения этих задач необходимо определить задачи, содержание работы, составить перспективный план, продумать календарное планирование, учитывая возрастные особенности детей. Одновременно пополнять экологоразвивающую среду в группе , на участке детского сада необходимыми предметами, пособиями, растениями, объектами неживой природы. Составить и разработать картотеку прогулок, экологических игр , циклы наблюдений.

Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания : дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного действенного отношения к живым существам. После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они выражают в рисовании, лепки, аппликации, если в группах имеется большое количество детских работ, то их можно использовать на различных выставках и конкурсах.

Практика показывает, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей , но и у родителей, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Следует активно привлекать родителей к своей работе. Работу с родителями можно проводить через домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни открытых дверей, через просветительскую работу в уголках для родителей : консультации , листовки, фотовыставки. Благодаря использованию компьютерной технологии, родители имеют возможность быть в курсе всех экологических событий и мероприятий детского сада, папок передвижек, ширм, фотовыставок и видеозарисовок. Они охотно откликаются и принимают участие в подготовке выпуска мини-книжек, альбомов о детях и их окружающем мире природы.

После проделанной работы можно провести диагностическое исследование детей и выяснить как они усвоили материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобрели.

Разработанная нами диагностика экологических знаний , умений, навыков детей позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно определить результат своей работы. А результат виден в детях :

Так, приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.

Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей : оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им - богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

(все возрастные группы)

® Целевые прогулки в природу.

Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

  • Работа с моделями.

® Создание книг - самоделок.

В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей. Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свом> точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Экологическое воспитание дошкольников на занятиях»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Экологическое воспитание дошкольников на занятиях

(все возрастные группы)

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину», Так писал русский писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к родине, привязанность к тому месту, где живешь.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

    Занятия, как специально организованная форма обучения.

    Совместная деятельность педагога и детей.

    Самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.

1. Специально организованное обучение, это: Экскурсии, занятия.

® наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).

® Изодеятельность экологической тематики.

« Ознакомление с трудом взрослых в природе.

® Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.

    Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).

    Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).

    Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

2. Совместная деятельность педагога и детей:

    Диагностика экологической воспитанности детей,

    Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.

® Целевые прогулки в природу.

© Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

® Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.

© Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

® Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..

    Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.

@ Опыты, поисковая деятельность.

® Труд в уголке природы и на участке.

® Просмотр диафильмов, видеофильмов.

    Работа с моделями.

® Ведение календарей природы, дневников наблюдений.

® Различные виды изодеятельности на экологические темы.

® Создание книг - самоделок.

® Экологические досуги и праздники.

3. Самостоятельная деятельность детей:

Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.

Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных рассказов и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.

Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.

Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.

Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.

В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей. Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свом точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.

Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"

    Нужно ли задавать детям вопросы о природе?

    Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения в природной среде?

    Что важнее эстетическое воспитание в природе или знание о ней.

    Какое место занимает трудовые обязанности в косвенной жизни, в природе.

    Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы?

    Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

    Про каких животных говорят, что вылезает из кожи вон?

    Какой зверь любит малину?

    Какие жуки носят название того месяца в котором появляются?

    Почему многие растения жарких стран имеют вместо листьев комочки и шипы?

    Почему комнатные растения, особенно зимой, нужно поливать не холодной, а тёплой водой?

    Растёт ли дерево зимой?

    Листья каких деревьев осенью краснеют?

    Куда “лицом” обращена головка подсолнуха в солнечный день?

Да, детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают.

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём формального (учебного заведения и д/с) и неформального образования (разные источники информации, разовые мероприятия). Часто работники детских учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении. Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствующие интеллектуальному развитию, ко второй – знание, определяющие правила поведения человека в природе раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действительной любви к природе.

Человек умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребёнка.

Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.) Основная задача педагогики-воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего - пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по своей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости (собирают в коробочку насекомых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения "куклам" и др.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д.. Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей.

Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники дороже относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они нечутки к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые с умыслом или невольно ранят детские души жестким отношением к природе, наносят вред делу гуманности у детей, травмируют их не зрелую психику. Деятельное правление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Детей надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.

Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес.

Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычное, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Усиление эстетической строки при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства -важный фактор экологического воспитания.

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Экологические проекты – универсальная форма

экологического воспитания дошкольников

I. Теоретическая часть

II. Практическая часть

I. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении. В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы.

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.

В ходе организации процесса экологического воспитания педагогами решаются как минимум 2 основных

1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка.

2. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.

Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!

Экологический проект: во-первых, обязательно предполагает проведение исследования, во-вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.

При подготовке и реализации проекта экологической направленности необходимо принимать во внимание следующие условия: возраст детей, уровень их подготовленность к планируемой деятельности и общий план воспитательной работы дошкольного учреждения.

По продолжительности экологические проекты разделяются на:

Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.

Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать нецелесообразно!

С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели).

Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.

Основные методы реализации экологического проекта в детском саду:

Наблюдение

Эксперимент

Способы обобщение и оформление результатов исследований:

Тематические рисунки.

Составление рассказов.

Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.

Составление мини-книжки.

Составление фото-отчета (с помощью родителей) .

Три этапа реализации экологического проекта:

1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.

2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.

3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.

II. Практическая часть.

Педагогам предлагается разделиться на группы по возрастам. 1) воспитатели младших групп; 2) средних групп; 3) старших; 4) подготовительных групп. Каждая группа должна выполнить задание по следующему плану: придумать название проекта, определить сроки реализации, тип проекта, методы и формы работы по его реализации и форму презентации проекта. За тем, каждая группа представляет краткое описание своего экологического проекта с последующим совместным обсуждением.

Необходимо отметить, что в основе успеха всех проектов – хорошая подготовка педагогического состава детского сада!

Формирование у дошкольников экологических начал

С чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с песни соловья, с улицы, поросшей зеленью – со всего того, что нас окружает. Поэтому воспитывать в детях любовь ко всему живому в природе, надо начинать с самого детства. Важными задачами экологического воспитания являются:

* Воспитание гуманного отношения к природе;

* Воспитание любви к животному и растительному миру.

Экологическое воспитание детей необходимо начинать с уголка природы. В группе поместить аквариум с рыбками и ежедневно наблюдать за его обитателями. Рассказать ребятам о том, что у рыбок есть пышные плавники, они очень подвижны, а так же познакомить с условиями их обитания и кормления, научить детей ухаживать за ними.

Для ознакомления с комнатными растениями, можно провести игры: «Цветочный магазин», «Мой любимый цветок». Необходимо научить детей отличать цветы по внешнему виду, закрепить их названия, познакомить с условиями, необходимыми растениям. Дети с удовольствием будут за ними ухаживать: поливать, рыхлить землю, мыть листья, радоваться их цветению. Зимой высаживать на окне лук, пшеницу, овёс, для того, чтобы была зелень. Учить детей сравнивать комнатные растения и растения за окном. Знакомить с тем, что растениям необходим не только свет, земля, вода, но и тепло. Необходимо отвести место, где поместить глину, песок, землю, чтобы ребята могли самостоятельно делать опыты. Научить их отмечать в календаре природы состояние погоды; познакомить с видами животных и растений, занесённых в «Красную книгу». Умелая организация работы с детьми по уходу за животными и растениями в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы.

Наблюдения на участке, целевые прогулки дают богатую почву для мышления, побуждают в детях пытливость и любознательность. Ежедневно организовывать наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных.

Весной наблюдать за капелью с крыш, изменением сосулек утром и вечером, за исчезновением снежных построек, появлением проталин, ручейков; обращать внимание детей на набухание почек, появление на них листьев, бутонов, цветков. Весной летят птицы с юга, с раннего утра до ночи они кружатся, кричат, поправляют прошлогодние гнёзда или строят новые. Следует понаблюдать за их поведением, послушать их пение, рассмотреть с детьми, как птицы приносят в клюве различные веточки, мелкие прутья, сухую траву, посмотреть, на каких деревьях строят гнёзда. Можно использовать дидактические игры «Назови и опиши птиц», «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки, читать стихи и рассказы.

Познакомить с насекомыми, их пользой, объяснить детям, что муравьи охраняют лес, очищая его. Когда цветёт липа, послушать жужжание пчёл возле её душистых цветков. Объяснить детям, зачем пчёлам нужен сок из цветков липы.

Любуясь красотой цветущих плодовых деревьев, нужно, наклонив ветку, рассмотреть с детьми цветки яблони, вишни, понюхать их, сравнить по цвету, величине, расположению цветков на ветках.

Надо обратить внимание детей на то, что в ясный день утром и днём цветки одних травянистых растений раскрываются, а в непогоду и к вечеру – закрываются. У других же растений цветки раскрываются к вечеру, а закрываются утром.

На ежедневных прогулках нужно обращать внимание детей на состояние погоды, приучать детей наблюдать за небом, отмечать его цвет, появление и исчезновение облаков, учить сравнивать их форму со знакомыми предметами.

В ясный летний вечер обратить внимание ребят на то, что на траве бывает роса, а зимой – иней. После грозы надо понаблюдать прояснение неба, игру солнечных лучей на деревьях и траве, обратить внимание на радугу, назвать её цвета.

Учить любоваться осенним пейзажем. Обратить внимание детей на каждый листик, его цвет, сделать букет из листьев, засушить их для поделок. Понаблюдать за отлётом птиц, объяснить, что птицы, питающиеся насекомыми, улетают в начале осени, а те, кто клюёт ягоды – позже, а ещё позже улетают водоплавающие. Учить подкармливать птиц в течение осени и зимы. В погожие осенние дни можно поймать паутинки, летящие по воздуху и понаблюдать за маленькими паучками. Рассказать о пользе паука, уничтожающего мух.

После живых восприятий природы, хорошо предложить детям зарисовать наблюдаемые явления, вылепить некоторые предметы (овощи, фрукты, животных). Провести беседы о том, как готовятся дикие животные к зиме. Можно использовать дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Найди по описанию».

Зимой понаблюдать за снегопадом, метелью, узорами на окне. Можно выполнить коллективную работу на тему: «Птицы зимой» или сделать поделки из шишек, желудей, каштанов, аппликацию из засушенных листьев, мха, семян.

Учить детей устанавливать связи между изменениями погоды и жизнью растений и животных, фиксировать наблюдения в календаре природы.

Значительное внимание необходимо уделять работе с родителями. Работу с родителями проводить в форме собраний, тестирований, анкетирований. Проводить консультации по темам: «Зелёная аптека», «Книга в экологическом воспитании детей», «Поклонись ягодке».

Во время походов в лес, парк, на речку надо наблюдать с детьми за состоянием мест отдыха. Объяснять им, что они должны заботиться обо всём живом в природе, а также уметь замечать действия людей и давать им соответствующую оценку.

Таким образом, воспитывая экологические начала, дети будут более внимательными, любознательными, эмоционально – отзывчивыми, усвоят приёмы выращивания растений, ухода за животными. Ребята накопят много ярких конкретных фактов из жизни природы, научатся замечать связи и отношения между ними. Всё это способствует развитию их мышления, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании.

Мой педагогический опыт показывает что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача ваша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

  • Filed under
  • Комментарии к записи «Наблюдение ведущий метод экологического воспитания» отключены
  • Filed under