Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству. Рисование с малышами Рисование с детьми 3 4 лет летом

Изобразительная деятельность "Приключения пингвинёнка Лулу" для детей 3-4 лет поэтапно с фото

Мастер-класс для детей 3-4 лет "Пингвин на льдине". Сказки королевы Радуги

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми 3-4 лет. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение: первые творческие выставки, украшение интерьера, подарок.
Цель: создание изображения пингвина в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
-расширить и уточнить знания детей о пингвинах(внешний вид, образ жизни, особенности поведения, питания);
-развивать любознательность, общую и мелкую моторику руки, совершенствовать ранее полученные навыки лепки;
-научить создавать изображение пингвинов в разных видах изобразительной деятельности(лепка, рисование);
-познакомить детей с предварительным рисунком изображения простым карандашом, учить аккуратно обводить рисунок по нарисованным контурам, равномерно закрашивать изображение, познакомить с техникой рисования восковыми мелками(ребром);
-развивать умение красиво располагать рисунок по центу листа, тренировать в умение рисовать различные прямые и волнистые линии;
-воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Здравствуйте, дорогие гости! Рада приветствовать всех в Радужном государстве!!!
Сегодня у меня для вас сюрприз, как вы думаете, что здесь?
Он живет где жуткий холод,
Средь снегов живет и льдин.
В черно-белом фраке ходит,
Птица гордая... (пингвин)
Г. Волочёк


Это пингвинёнок Лулу. Он очень грустный и расстроенный, потому что не послушался маму с папой и отправился покататься на огромной льдине, которую он по ошибки принял за большое мороженое.
Айсберг по морю плывет,
Как огромный пароход
Или стоэтажный дом,
Весь покрытый сверху льдом.
Он плывёт, блестя на солнце
Этот остров ледяной,
Он большой, и не качнётся
Даже сильною волной.
Так случилось, что он потерялся. Ему очень бы хотелось вернуться, но он не знает где его дом, где живёт его большая и дружная семья. Ему так одиноко без друзей.


Любимые помощницы Королевы Радуги, феечки, привели пингвинёнка Лулу в королевство, чтобы помочь ему вернуться назад.
На синих облаках, за фиолетовыми тучами в голубом дворце живёт...
Мудрейшая птица на свете-сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит-
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.
Добрым советом всегда помогает...
У неё то мы и спросим совета как помочь нашему новому другу. Узнаем где живут пингвины, и как Лулу встретиться со своей семьёй.


Чудес на свете всех не счесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Наша планета-это огромный шар. Нужно много очень много времени чтобы объехать его вокруг. Прежде всего, на Земле есть два полюса.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен.
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика!


Вот полюс Северный друзья.
И там живут медведи,
Но никогда не встретишь ты
Пингвинов, милых этих.
А Южный полюс, мой дружок,
Зовут его- Антарктика,
Вот это райский уголок
Пингвинам-мореплавателям!
Далеко на самом юге,
Где лишь лёд, мороз и вьюги,
По льду вся пингвинья огромная стая!


Пингвины являются птицами, но летать не умеют. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень ловкими и быстрыми. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку, балансируя крыльями(имитация передвижения пингвина).
У них есть подкожный жир, который помогает им не замерзнуть. Если становится очень холодно, пингвины собираются большой группой и прижимаются друг к другу, чтобы согреть себя и других. Пингвины все время двигаются и меняются местами, таким образом всем удается побыть в середине, где теплее всего. Пингвины очень дружная большая семья, питаются они рыбой, кальмарами, крабами.
Целый день идёт потеха:
На морозе, среди снега
В чёрном фраке господин
Вниз ныряет в море с льдин.
Там гоняет рыб он лихо.
Крылья есть, но вот пока
Не взлетал он в облака!
Не грустит о том он страшно,
Ходит чинно, гордо, важно.
Ведь такой он не один
Удивительный пингвин!


Мудрейшая птица на свете-сова,
Искала ответы, листала буклеты,
Как же пингвину помочь, и нашла..
Рецепт очень прост-доброта!
Помочь может каждый,

Кто любит природу.
Немного уменья и мастерства,
Мы слепим пингвинов-друзей, и тогда-
Добраться до дома-дело простое
На дрейфующей льдине к родным берегам.


Хотите стать маленькими волшебниками и помочь найти пингвину Лулу своих друзей? (Да.) Тогда давайте рассмотрим пингвинов. Взрослые пингвины выглядят иначе, чем малыши пингвинята. Как вы думаете чем покрыто туловище пингвина?(ответы детей).Весь пингвин покрыт перьями. Что есть у пингвина?(Дети перечисляют.) Правильно.
Ростом пингвины не выше вас. Спина и голова у пингвинов черного цвета, а грудь и живот белого. Хотя пингвины и не умеют летать, у них есть небольшие крылья. Крылья нужны пингвину не для полета, а для плавания. Есть у пингвина и хвост в нижней части спины, лапы.


Материал:
-пластилин
-стека
-доска для лепки
Давайте научимся лепить пингвинов, наш пингвин подрос за время своего путешествия, и выглядит уже как взрослый. Поэтому возьмём для лепки его фигурки чёрный пластилин. Разделим его на две части-большую и маленькую. Теперь разомнём большой кусочек, с вылепим форму похожую на грушу. Из оставшегося чёрного пластилина слепим морковки: маленькую для хвостика, и две побольше для крыльев.
От оранжевого пластилина отщипнём маленький кусочек и слепим морковку для клюва.
От красного пластилина возьмём кусочек побольше, разделим его на две части и скатаем две морковки для лапок.
От белого пластилина отделяем такой же кусочек как и от красного, из него скатаем овальный столбик-для животика.


Овал для животика расплющиваем в пальчиках и прилепляем на своё место. Делаем личико пингвина-прикрепляем клюв, а из маленьких шариков белого пластилина сделаем глазки.
Прилепливаем два крыла пингвину, хвост в нижней части спины. Затем прилепим лапки-ласты(расплющенные морковки, на них стекой рисуем перепонки). (Показ выполнения работы).


Это-сказке не конец,
Но кто слушал молодец!
Кто трудился, не ленился-
Витаминный супер-приз!


Я с пингвинами дружу -
На прогулку их вожу,
Кто есть кто я вам, ребята,
По порядку расскажу:
Вот под номером один
Самый маленький пингвин,
Я ему с собой в дорогу
Покупаю апельсин.
Номер два - большой ловкач,
Хорошо играет в мяч,
У него в родне пингвиней
Был известнейший циркач.
Очень умный номер три -
Говорит мне, посмотри -
Видишь птичек с красной грудкой?
Это птички-снегири!
А четвертый - озорник,
Быть послушным не привык,
Стоит только отвернуться,
Убегает в тот же миг.
Номер пятый - весельчак,
Любит танец краковяк,
Даже если спать ложится,
Не снимает черный фрак.
Я с пингвинами дружу -
На прогулку их вожу,
Этой дружбой я, ребята,
Очень сильно дорожу.
Ра-два-три-четыре-пять!
Мы опять идем гулять,
Будем мы с высокой горки
Вниз на саночках съезжать!
(Автор неизвестен)
Так у нашего пингвина Лулу появились новые друзья, с которыми не страшно отправиться в дальнее плавание к родным берегам. Мои маленькие волшебники славно потрудились и устали, можно и отдохнуть. А вся дружная стая пингвинов пока погостит у Королевы Радуги и Совушки.


Умственное развитие детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации. Развитие детей 3 лет сопровождается упражнениями на совершенствование мелкой и крупной моторики. Идеальным примером упражнений является лепка. Обучив ребенка делать шарики и колбаски, можно создавать множество различных предметов на любые темы. Техники лепки и рисования усложняются, детей можно научить рисовать фигуры, обводить по контуру картинки, работать с трафаретом.
Каждому уроку по рисованию предшествует аппликация или лепка, где тети усваивают форму, цвет предмета, его отличительные особенности. Поэтому лепка пингвинов являлась предварительной работой перед изобразительной деятельностью по теме "Приключения пингвинёнка Лулу".
Материалы и инструменты:
-лист формата А3
-простой карандаш, ластик
-восковые мелки
-акварель, кисти
-баночка для воды
-тряпочка для рук и кистей

Ход мастер-класса:

Пора нашим гостям оправляться в дорогу, а мы нарисуем им в подарок о нашей встрече портреты пингвинов.
На полюсе южном, средь множества льдин
Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.
Он - птица, действительно, очень смешная:
Ныряет и плавает, но не летает!
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Не вьют они гнёзд – слишком холодно - льдины!
Но как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
(И. Родионов)
На данном возрастном этапе для детей очень необходим пример для подражания, помимо готового образца. Поэтому всегда рисую вместе с детьми, рисуем все вместе одновременно, соблюдая по этапность построения рисунка.
Начинаем рисовать на середине листа-две прямые вертикальные линии.


Соединяем палочки вертикальной линией, как будто рисуем прямоугольник. Затем рисуем вторую вертикальную линию, над первой.


Разделяем линию пополам.


И строим треугольник-как крыша у домика.


Это будет шапочка пингвина. Соединяем дужками горизонтальные линии и рисуем кружок вверху.


Два круглых глаза, треугольный клювик и овальные ножки.


Незабываем про крылья, затем начинаем рисовать льдину-овал.


Завершаем рисунок льдины вертикальными линиями в разных направлениях.


Приступаем к работе с фиолетовым цветом. Рисуем море, приложив мелок боковой стороной(ребро) к листу бумаги.
Фиолетовое море,
фиолетовые волны,
фиолетовая даль.
Будто море всё укрыла
фиолетовым платочком
и сидит, вздыхая, тучка
-Где же дождик, вот печаль.


Теперь небо-так же растираем мелок по бумаге.
На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно -...(голубой).


Так как наши пингвины отплывают из Радужного государства, то и небо всё переливается всеми цветами радуги. Растираем по небу мелки зелёного, жёлтого и красного цветов.


Омыв, на время, свод небесный,
Умчался дождь за горизонт,
Наполнив, свежестью чудесной,
Открыл в сини, радужный зонт.
Мерцая, в переливах цвета,
Горят все краски в небе синем
Возникшие в пространстве, вдруг..


Теперь разукрашиваем шапочку, клювик и глазки.
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий - ...(красный)
Апельсинчик трогал Леша,
Ласково поглаживал:
- Ты красивый и хороший,
Круглый и...(оранжевый)
Затем обводим фигурку пингвина по контуру чёрным цветом.


И аккуратно в одном направление разукрашиваем пингвина.
Он из всех неяркий самый,
Только веришь или нет -
Можно видеть этот цвет
И с закрытыми глазами!
(чёрный цвет)


Такого цвета море, иней,
И небо тоже. Это... (синий)
Синем мелком обводим контуры льдины. Рисуем фиолетовые волнистые линии на море-волны.


Между фиолетовых волн рисуем синие. Льдину украшаем растиранием синего мелка по бумаге(рисуем ребром). И наш портрет пингвина на льдине завершён.



Нарисовать пингвина можно и акварельными красками. Техника рисования акварелью весьма сложная, и новая для деток, но нужная.
Также как и в варианте с восковыми мелками строим карандашный рисунок, затем приступаем к работе над фоном.
Перед работой красками нужно напомнить детям о свойствах акварели-звонкая, прозрачная. О, том что нужно смочить краски капельками чистой воды перед рисованием.
Для фона выбираем большую кисть(№ 8-10), сначала обводим по контурам пингвина, затем закрашиваем всё небо в одном направление.

Техника обучения ребенка рисованию. Картинки, помогающие научиться рисовать предметы, животных и человека.

  • Каждой маме хочется вырастить из своего малыша, как минимум талантливого и успешного человека. На пути к этой мечте женщины стремятся всесторонне развивать своих крох, вкладывать в них максимум знаний и обучать их как можно большему количеству навыков и умений
  • Одним из таких навыков является умение рисовать. Многие малыши из-за отсутствия в них таланта художника довольно сильно расстраиваются
  • В данной статье мы попытаемся выяснить, как научить кроху рисовать те или иные вещи и одушевленные предметы

Как поэтапно научить ребенка рисовать в 3-4 года?

Поэтапное обучение рисования малыша карандашом или ручкой:

  1. В возрасте 3-4 лет кроха еще не может достаточно сильно давить на карандаш, потому подбираем для него мягкие карандаши. Такие карандаши способны оставлять за собой следы даже после совсем слабого нажатия
  2. Демонстрируем ребенку, как нужно правильно держать карандаш в руке. Если у малыша не получается самостоятельно так взять в руки карандаш, помогаем ему в этом. Впоследствии постоянно следим за тем, чтобы кроха правильно держал ручку или карандаш в руке
  3. Первым этапом обучения будет прививание навыка прорисовывания ровной и четкой линии. В таком возрасте малыши еще достаточно неуверенно держат карандаш в руке. Потому их линии получаются неровными и прерывистыми. Учим кроху прорисовывать линию уверенно и ровно
  4. Желательно приобрести ребенку специальную тетрадь для обведения картинок. В таких тетрадях все рисунки изображены с помощью многочисленных точек. Крохе нужно всего лишь соединить все точки одной линией. В результате получается красивый рисунок
  5. На первых порах помогаем малышу обводить картинки, направляя его кисть своей рукой. Позже даем крохе самостоятельно соединять все точки на листке
  6. На следующем этапе учим малыша рисовать простейшие геометрические фигуры — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапецию
  7. Когда малыш научится изображать простые фигуры, учим его создавать из них рисунки. К примеру, с помощью квадрата и треугольника рисуем домик, с помощью круга и прямых линий — солнце, с помощью прямоугольника и кругов — автобус и т.д
  8. Можно приобрести или распечатать из интернета детские пособия для рисования. В таких пособиях поэтапно изображены разные, знакомые детишкам животные и предметы, созданные из простых фигур. Впоследствии малыш сам научиться разбивать все предметы на фигуры и создавать с помощью этой техники целые картины



  • Если к пятилетнему возрасту малыш уже прошел обучение владением карандашом, описанное выше, можно приниматься за следующие этапы развития навыков рисования
  • Теперь можно расширить возможности творчества крохи с помощью цветных карандашей, фломастеров и красок. Нужно объяснить ребенку, что сделав эскиз рисунка карандашом, он может разукрасить его
  • На большом листе бумаге малыш теперь может создавать целые композиции и взаимосвязанные сюжеты
  • Прекрасным подспорьем для развития фантазии ребенка может стать обычная прогулка на улице. Нужно попросту попросить кроху запечатлеть в памяти интересные ему картины для последующего отображения их на листе бумаге. Малыш тогда будет очень внимательно и пристально рассматривать окружающие его предметы с целью их запоминания. Родители могут давать своему чаду некоторые подсказки. Для этого можно задавать ему наводящие вопросы по типу: «Какого цвета тот или иной предмет? Каковые его размеры? Каково соотношение размеров нескольких предметов, приглянувшихся малышу? Каковы наощупь, по мнению крохи, предметы?»
  • Все это поможет ребенку, как можно лучше отпечатать в его памяти интересные моменты, а затем выразить их на бумаге


  • По приходу домой с прогулки желательно без лишних отлагательств выдать крохе все необходимые для рисования предметы и предоставить ему удобное для творчества место
  • Если у малыша вдруг будут какие-то вопросы, нужно обязательно помочь ему найти на них ответы
  • Родителям можно и самим задавать крохе вопросы по поводу того, что он намеревается изобразить. Можно поинтересоваться, какие ощущения испытывает ребенок, стараясь нарисовать увиденное им ранее
  • На подобных занятиях можно давать малышу право выражать свои эмоции и проявлять их через рисунок. К примеру, можно попросить кроху нарисовать его любимое животное в разных настроениях. То есть задание ребенка заключается в том, чтобы показать, как собачка смеется, как она злиться, как она чего-то боится. Такие уроки будут развивать фантазию малыша и заодно выражать состояние его психики

Как научить рисовать дерево?



Как научиться рисовать дерево?
  • Любое дерево всегда состоит из ствола, веток и зелени
  • Начинать рисунок дерева необходимо со ствола. Стоит отметить, что ствол дерева расширяется сверху вниз. Другими словами, внизу основание дерева толще, а к верху оно сужается
  • То же касается и веток дерева — у основания они толще, а к своему окончанию становятся уже
  • Толщина ствола зависит от породы дерева. Если вы хотите нарисовать березу, то ствол должен быть тонким с изгибами, если рисуется дуб, то ствол должен быть толстым и массивным


  • После того, как ствол нарисован, необходимо укрыть его ветками. Как правило, ветки у дерева начинаются не от корня, а с четверти его высоты. Нижние ветки обычно изображаются шире, нежели верхние
  • Направление веток всегда вверх — они как бы тянутся к солнцу
  • На крупных ветках можно дорисовывать более мелкие ветки
  • Крону можно нарисовать сплошной массой с помощью красок, а можно прорисовать карандашом в виде отдельных листочков
  • Когда все элементы дерева нарисованы, остается лишь его закрасить. Для изображения дерева потребуются как минимум два цвета: ствол и ветки — коричневый или черный, крона — зеленый

Как рисовать животных?

Как говорилось выше, для простоты рисования животных их тело необходимо визуально разбить на простые геометрические фигуры. Поочередно прорисовав каждую из фигур, нужно соединить их плавными линиями. Вот так и получаются животные.







Рисунок машины





Как научить ребенка рисовать человека?

Казалось бы, рисовать человека очень сложно. Однако, если придерживаться определенной схемы, то справиться с этим заданием сможет даже малыш дошкольного возраста. Итак, поэтапное рисование человека:

  1. Рисуем овал. Овал впоследствии станет человеческой головой
  2. Под овалом рисуем прямоугольник, который будет выступать в роли верхней части человеческого тела (до пояса)
  3. Овал и прямоугольник соединяем двумя плавными линиями. Таким образом прорисовываем шею
  4. Впритык к прямоугольнику пририсовываем второй прямоугольник. Ширина его должна ровняться ширине первого прямоугольника, а вот по длине он будет несколько более продолговатым
  5. Второй прямоугольник разбиваем пополам линией, проходящей ровно по центру сверху вниз. Эта линия поможет создать нам некое подобие ног
  6. Вдоль первого прямоугольника рисуем еще по одному тонкому прямоугольнику. Таким образом мы прорисовываем руки
  7. Верхнюю часть прямоугольников сглаживаем плавной линией — это будут плечи
  8. Теперь изображаем горловину свитера, треугольник на штанах, обувь и кисти рук. Все лишние линии нужно стереть ластиком
  9. Видео: Как научить ребенка рисовать?

Рисование – это очень интересный вид прикладного искусства, рисунки красками для детей позволяют развивать у детей личностные качества, привить им чувство вкуса. Занимаясь с ребенком, можно учить его мыслить, думать, чувствовать. Особенно полезно рисовать красками с детьми маленького возраста. Ведь рисуя в год, они развивают мелкую моторику кисти, что очень полезно для психического развития.

В два года дети не только охотно играют с кубиками, но и проявляют интерес к рисованию. Здесь у мамы есть возможность проявить всю свою творческую фантазию. Можно нарисовать практически все, что угодно. Это могут быть стулья, игрушки, посуда, любимая кошка.

Рисунки красками для детей помогут полноценно подготовить малыша к дальнейшему обучению в школе. Во-первых, улучшается координация кисти и мелкая моторика для 4 лет, во-вторых, можно развить интеллект.

Ну а выполнение точных движений кисточкой или карандашом – отличный способ подготовить руку к письму.

Можно в игровой форме научить отличать цвета и краски, определить размеры и научить элементарному счету. Рисование помогает справляться с психологическими комплексами до 7 лет.

Поскольку простые рисунки красками можно начинать достаточно рано, то совершенно необязательно дожидаться, пока ребенок будет просить инструменты для рисования. Для начала можно рисовать самой, приговаривая «смотри, что я нарисую», а малыш легко может выступать в роли зрителя. Кроха в 4-х месячном возрасте еще не сможет удержать карандаш или кисточку.

При этом в качестве материалов могут выступать не только карандаши и краски. Можно освоить пальчиковую живопись с помощью пальчиков и ладошек.

Какие краски подойдут для детского творчества

На сегодняшний день в магазинах можно приобрести краски, которые идеально подойдут для детского творчества. Среди них:

  • Специальные наборы для рисования пальчиками для детей 2 лет.

  • Гуашевые краски – с четырех лет.

  • Акварельные с 6 лет.

Поскольку мы планируем начинать уроки по рисованию с 2-3 лет, то стоит выбрать именно пальчиковые. Для детей 3-4 лет можно перейти на гуашевые и акварельные.

Рисование красками для детей не должно быть однообразным. Совсем необязательно раскрашивать обычный листок бумаги. Нужно постепенно добавлять новые элементы.

На видео: как просто и красиво нарисовать осьминога красками.

С каких рисунков стоит начинать

Если мы учимся рисовать, то начинать нужно с простейшего. По мере приобретения опыта и навыков задача будет усложняться. Занимаясь с ребенком, не нужно добиваться, чтобы он делал все правильно. Дети должны пройти стадию марания. Эта стадия продолжается примерно до двухлетнего возраста. Сначала малыш будет просто чиркать карандашами по бумаге.

Однако в это время можно научить немного большему. Обратите внимание:

  1. С детьми 2-3 лет можно осваивать навыки работы с карандашом, фломастером и кисточкой.
  2. С пяти аккуратно ставить точки, делать линии, круги, овал, штрихами закрашивать рисунки.
  3. С семи реально освоить навыки композиции.

Простые уроки рисования для малышей

Эти простые уроки рисования я обычно провожу с малышами. Очень интересными получаются детские рисунки в технике пальчиковой живописи. Вот как это сделать:

  1. Предложите малышу окунуть пальчик в краску. Теперь поставьте пальчик на лист бумаги, получится пятнышко.
  2. Помогите нарисовать лепесток или какую-нибудь гусеницу.
  3. Проводя линии, нарисуйте лучики, как у солнышка.

Пусть теперь ребёнок попробует сам нарисовать что-нибудь. По мере того, как ручки в 5 лет станут более уверенными, можно учить его пользоваться кисточкой. Нужно показать малышу три основных навыка рисования кисточкой, покажите, как промывать ее перед тем, как набирать новую краску.

Существует несколько способов рисования кисточкой:

  • Примакиванием. Рисуем, легко касаясь бумаги, и тут же убираем кисточку, нанося пятна краски. Пусть ребенок 3 лет наблюдает, как получается изображение.
  • Техника мазками . Аккуратно с 3 лет прорисовывайте линии, в самых разных направлениях. Пусть они отличаются по длине.
  • Нарисовать эскиз с помощью карандаша с 8. Для начала делают основные линии и эскиз с помощью карандаша, а затем раскрашивают.

По мере развития навыков задачи будут усложняться. Существуют очень интересные техники. Их можно освоить, проводя с ребенком регулярные занятия. Чтобы закрепить тот или иной навык, требуется несколько занятий.

Как нарисовать радугу и бабочку (2 видео)


Идеи для детских рисунков (19 фото)
















Каждый ребенок любит рисовать. Кто-то рисует продуманные сюжеты, кто-то каляки-маляки. Хотя, каляки-маляки – это только для нас, взрослых. А у ребенка и в них заложен свой смысл.

Здорово, когда ребенок рисует самостоятельно.

Я стараюсь не вмешиваться в процесс и не давать советов. Однако приветствую совместное рисование. Так можно показать ребенку интересные техники, которые он обязательно будет использовать в дальнейшем сам.

Недавно мы освоили с дочкой новую технику рисования. По правде сказать, мы пробовали ее и раньше, но как то не пошло. Видимо для нас возраст 3-4 лет идеально подходит начала для рисования через коктейльную трубочку.

Эта техника рисования отлично и артикуляционный аппарат ребенка.

Рисование с помощью трубочки. Кляксография

Бумага

Для кляксографии желательно выбрать плотную бумагу, которая не сразу впитывает краску. Отлично подойдут плотные альбомные листы или акварельная бумага.

Краски

Рисовать можно гуашью, слегка разбавленной водой; акварелью (рисунки будут не очень яркими) или тушью (особенно хороша для прорисовки стволов деревьев).

Инструменты

Длинная палочка для коктейля и толстая жесткая кисть.

Мы с дочкой рисовали гуашью, слегка разбавленной водой на бумаге для принтера. Она быстро впитывает краску, и рисовать на ней не очень удобно.

Техника рисования с помощью трубочки

Все очень просто: капаете на бумагу при помощи кисточки большую каплю краски и через соломинку выдуваете из нее причудливые узоры.

Мы рисовали только черной гуашью. Можно использовать много ярких и цветных красок и получить яркую абстрактную картину.

У нас получились деревья. Остается только дорисовать листья. Это можно сделать красками, карандашами. А можно в технике аппликации: приклеить скомканные кусочки салфеток разных цветов (желтые, зеленые, красные), засушенные и раскрошенные листья и у вас получиться .

Анютка решила рисовать осень. Фон на рисунках ниже сделан масляной пастелью (мелок укладывается на бок, и с легким нажатием проводите им по бумаге). Листья на рисунке слева сделаны акварелью (жесткая кисть, наносится «тычками»). А на рисунке справа — листья нарисованы дочкой масляной пастелью.

На этом рисунке только акварель. Стволы немного размазались от влажной кисти, но Аню это не смутило: «Просто это буря, сейчас нарисую как листья в небо взлетели и потом упали».

Еще немного о нашем рисовании с дочкой

Аня любит рисовать карандашами, мелками и красками. Но почему-то в рисовании предпочитает один цвет. Как правило, у нее одна картина – один цвет. Следующая может быть выполнена в другом цвете, но тоже в одном.

Лишь изредка, рисуя красками, у дочки получаются двух-трех цветные картины.

Радует только одно. В рисовании дочка допускает наше совместное творчество, а вот в поделках .

Иногда мы вместе рисуем одну картину, иногда каждый свою на определенную тему. Вот результат совместного творчества.

Фон красили вместе. Цвета выбирала Аня. Я рисовала дерево (рисунок слева), а все остальное Аня. Получились яркие многоцветные картины. После такого совместного рисования Аня какое-то время рисует цветные картины, а потом вновь возвращается к одноцветным.

А как вы рисуете с детками?

Детские «каляки-маляки» - не что иное как действенный способ развить мелкую моторику и художественный вкус ребенка. При рисовании фантазия ребенка хватается за образы и трансформирует их в черточки/точки/кляксы. В общем, нельзя недооценивать всю пользу от этого нехитрого, но очень увлекательного занятия.

Начинать рисовать с ребенком можно с 8-9 месяцев: сначала пальчиковыми красками, потом добавляя другие инструменты. К 2-3 годам ребенок уже ясно представляет, что это за процесс, понимает значение цвета, формы.

Если ваш ребенок сидит дома или ходит в ясли, то преподавателем художественного мастерства придется выступать вам (как правило, в яслях с малышами рисуют «абы как» - слишком «хлопотное» занятие).

Что понадобится для рисования?

Чем можно рисовать малышу?

Не бойтесь экспериментировать с разными инструментами. Все, что оставляет след, может быть использовано для ваших занятий.

Стандартные средства:

  • Пальчиковые краски. Цена - от 250 рублей. В сети можно найти много рецептов, как сделать подобные краски самостоятельно.
  • Восковые карандаши и мелки.
  • Обыкновенные мелки. Рисуйте на асфальте, грифельной доске, камешках и т.д..
  • Грифельные карандаши.
  • Краски: акварель, гуашь.
  • Маркеры и фломастеры.

Некоторые мамы говорят, что карандаши и тонкие фломастеры в 2 года ребенку давать рано, так как из-за «неслабого детского нажима» грифель будет ломаться, а стержни вдавливаться. Но аргумент «за» - это предоставление выбора, разнообразия, ассортимента. Не жалейте фломастеров и карандашей (и не покупайте самые дешевые, которые реально плохо рисуют).

В магазинах типа «Fix Price» иногда можно купить какие-нибудь необычные средства для рисования. Пусть это будет занятие «на раз», но разнообразие (повторюсь) очень важно. Например, комплект для рисования блеском по бархатной бумаге. Или фломастеры, в которые надо дуть.

На чем рисовать?

Чаще всего детям предлагают листы формата А4. Это достаточно бюджетный вариант, с учетом того, что малыш может провести кисточкой одну линию через весь лист и потребовать чистый, для нового «сюжета». Но будет замечательно, если урок рисования пройдет на большом листе ватмана, разложенном на полу. «Масштабное рисование» очень полезно для ребенка. Он еще только осваивает окружающий мир и «способы воздействия» на него. Вполне возможно, что он захочет разрисовать себя. Или походить разукрашенными ножками по полу, испытывая при этом необыкновенный восторг.

Вместо дорогих листов ватмана можно использовать рулон дешевых бумажных обоев белого цвета.

Кроме бумаги вам придется запастись: стаканчиками-непроливайками (иногда можно выставлять посуду с водой покрупнее), палитрой для смешивания красок. Очень хорошо, если в доме появится двусторонняя доска (с одной стороны можно рисовать мелом, с другой маркерами).

Что и как рисовать с ребенком в 2-3 года?

Двухлетний малыш способен повторять простые визуальные формы: линии, точки, круги, треугольники, многоугольники. Если вы изучаете алфавит, то и буквы (этой теме будет посвящен отдельный материал).

В этом возрасте дети уже понимают, что можно изобразить на бумаге окружающий мир. Часто просят взрослых нарисовать что-то конкретное, начинают предпринимать попытки это сделать самостоятельно.

Ребенок может закрашивать нарисованные взрослым формы . Закрашивание (штрихование) - хороший способ быстрее овладеть инструментом и развить зрительно-моторную координацию рук. И пусть сначала штриховка «вылазит» за границы, со временем у малыша будет получаться все лучше и лучше.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно придумывать игры и сюжеты. Нарисуйте мышку и кошку. «Ой, кошка сейчас поймает мышку! Давай поможем ей спрятаться!»

- Проведение линий. Играть в дорожки-проводилки тоже очень интересно. Нарисуйте у одного края листа животных, у другого - еду, которую они едят. Например: мышь, белка, заяц и сыр, орех, морковка. Предложите нарисовать дорожки, по которым каждый зверек сможет дойти до своего обеда.

- Рисование точек. Дождик, зернышки для курочки, песок на пляже, семечки в спелом арбузе - эти и другие сюжеты можно обыграть, чтобы научить ребенка ставить точки. Параллельно обращайте внимание на нажим, рассказывайте малышу, какой будет результат, если нажимать на карандаш сильнее/слабее.

- Штампирование. В магазинах FixPrice или в канцелярских отделах можно купить простые штампики с фигурками животных, листиками, каплями. Научите малыша ими пользоваться, а потом «нарисуйте» свою историю. Кроме отпечатков история может «содержать» в себе персонажи-наклейки.

Можно сделать штампы самостоятельно. Вырежьте из фасовочной подложки ПВХ фигурку (на таких подложках продают в магазинах зелень, расфасованные кондитерские изделия). Наклейте на кусочек пенопласта, используя горячий клей-пистолет. Пенопласт должен быть такой формы и размера, чтобы ребенку удобно было его держать. Пропитайте губку окрашенной водой или чернилами, чтобы окрашивать штамп.

- Использование стирательной резинки. Покажите, как пользоваться ластиком. «Вот дорожка (рисуете простым карандашом). Пришла зима, подул сильный ветер, он замел дорожку снегом и ее не стало видно». Можно придумать и другие истории.

Еще одно замечательное упражнение на стирание: рисуете мелом на грифельной доске, даете сыну/дочке кисточку и стаканчик с водой. Задача - стереть нарисованные линии мокрой кисточкой. Если подобное кажется пока сложноватым, то уж стирание обычной тряпкой подойдет обязательно!

- Рисование по трафарету, обведение фигур. Сам ребенок сможет рисовать по трафарету уже ближе к 3 годам и старше. Но в 2 начать знакомить его с этим способом изображения предметов - ничуть не рано! Начните обводить ручки, ножки… может, малыш полностью ляжет на ватман и вы его обведете - это так увлекательно! Показывайте, как обводить трафареты снаружи и внутри (сами вырежьте фигуры из плотного картона, края можно обклеить скотчем, чтобы прослужили дольше).

Альтернативный способ работы с трафаретом - использование валика. Обмакните валик (небольшого размера) в краску и проведите по поверхности бумаги внутри трафарета. Пусть малыш повторит. Не беда, что сильно будет выезжать за границы, рисунок все равно получится хороший.

Самое главное - не ограничивайтесь приведенными уроками! Применяйте фантазию, играйте с малышом, помогайте развиваться его чувству прекрасного и переносить задуманное на бумагу. Вот еще несколько способов порисовать.

Примеры нестандартного рисования

Способы можно адаптировать для детей младшего и старшего возраста.

Рисование на песке/манке пальцем/палочкой.

Способ нравится всем малышам. Он развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Если есть возможность, соорудите что-то вроде лайт-куба - коробку с прозрачной крышкой, внутри которой горит лампочка. Рисовать на тонком слое песка на такой коробке очень занимательно.

Раскрашивание поделок из соленого теста.

Дополнительная литература о рисовании с детьми

Я не специалист, но мне интересен вопрос развития творческого начала в моем ребенке. Если вы тоже хотите глубже изучить тему рисования с малышом, могу порекомендовать книги, которые читала:

Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года». Методическое пособие, издавалось в 2010 году издательством «Мозаика-Синтез». Вы найдете описание и примеры занятий (книга рассчитана на воспитателей детского сада и таких мам, как я:))). Если старое пособие не найдете, можно взять эту же переизданную книгу (она стала в 2,5 раза больше, к ней прилагается диск). Купить книгу в Лабиринте , на Озоне .

Марина Озерова «О детском рисовании» - в свое время очень понравилась книга (читала в электронном варианте). В ней рассказывается о детском рисовании, стадиях, которые проходит детский рисунок. Там вы найдете практические советы для развития и поддержания творческого потенциала ребенка без навязывания шаблонов. Купить книгу в Озоне .

Анжелика Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (в Озоне , в Лабиринте).

Что касается нетрадиционных техник рисования в детском саду, то, пожалуй, полнее и интереснее будет такая книжка Давыдовой Г.Н. в двух частях (ссылок не даю, ее в продаже тоже нет, старенькая).

Дарья Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет» (не читала, пока стоит в очереди на прочтение). Купить в Озоне . В библиотеках можно найти старое издание, книга переиздана в 2015 году (и стоит дороже).

Еще очень хочу порекомендовать книгу замечательной мамы, блоггера и рукодельницы Костиковой Натальи «Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет» (в Лабиринте , на Озоне). Это большая энциклопедия, собранный кладезь знаний и мастер-классов, переработанных, красиво сфотографированных и оформленных. Наталья выкладывала на своем блоге достаточно описаний с занятиями, но книгой, на мой взгляд, пользоваться удобнее. Желаю, чтобы у всех занятых мам на столе появилась такая книга:)